Экономику Узбекистана выведут из тени
В Узбекистане будет разработана стратегия сокращения теневой экономики с привлечением международных экспертов. Об этом стало известно в ходе совещания у президента Шавката Мирзиёева.
По данным Всемирного банка, доля теневой экономики в РУз составляет 48%. Уровень неофициальной занятости в строительстве, торговле, общественном питании, транспортных и других сферах услуг остаются высокими. В целом, только 4,9 из 10,5 млн человек, занятых в экономике, платят подоходный налог.
Либерализация валютного рынка, переход на новую налоговую систему, сокращение разрешительных и лицензионных процедур послужили сокращению доли теневой экономики. В результате, за последние 5 лет доля неформального сектора в промышленности упала с 20 до 6%.
По мнению президента, при противодействии теневой экономике важно не нанести вред деловой активности, параллельно внедрив систему, которая бы исключала «серую» деятельность.
«Борьба с теневой экономикой не означает наказание предпринимателей, воспрепятствование их деятельности. Это особенно важно в период пандемии», — сказал Шавкат Мирзиёев.
В комментарии «Курсиву» директор Центра содействия экономическому развитию Юлий Юсупов заметил, что необходимо различать два разных вида теневой экономики: преступная экономика – то, чем заниматься запрещено и неформальная – это виды предпринимательской деятельности, которые можно осуществлять легально. Если с преступной экономикой нужно бороться, то неформальную необходимо не уничтожать, а легализовывать.
«Поэтому, если мы хотим не убить неформальную экономику, а ее легализовать, то следует акцентировать внимание не на ужесточении контроля, что часто только увеличивает масштабы коррупции, а на сокращении издержек ведения легального бизнеса. Необходимо снижать налоги и таможенные платежи, ликвидировать или упрощать регистрационные и разрешительные процедуры, сокращать масштабы и совершенствовать механизмы контроля, устранять монополии на рынках ресурсов и услуг для бизнеса, создавая равные условия для всех предпринимателей», — отмечает эксперт.
По мнению Юлия Юсупова, президент делает акцент именно на этом подходе – облегчении условий ведения бизнеса. «На мой взгляд, это абсолютно правильно и заслуживает поддержки», — резюмировал экономист.
Для сокращения доли теневой экономики будет предприняты ряд конкретных мер. Среди них – разработка Портала государственных закупок, внедрение порядка антикоррупционной экспертизы инвестпроектов, системы комплаенс — контроля, составление рейтинга коррупции и теневой экономики для госорганов, предприятий и регионов. Стимулирующие механизмы будут применены в торговле и общественном питании, упрощен налоговый контроль для малого бизнеса и сокращены процедуры разрешения и лицензирования в сфере предпринимательства.
К примеру, имеется возможность сократить 100 видов лицензий и 34 вида разрешений с переводом их в уведомительный порядок, упростить ряд процедур, сократить в 2 раза время выдачи 14 видов документов. Благодаря этим мерам предприниматели могут сэкономить 125 млрд сумов в год.
Президент поручил критически изучить 270 контрольных функций 43 ведомств и сократить их полномочия, способствующие распространении теневой экономики и коррупции.
Как сообщает издание review.uz, по данным Международной негосударственной некоммерческой организации BUYUK KELAJAK в 2019 году, размер теневой экономики в Узбекистане составил до 50% к ВВП с годовыми потерями в размере $16-17 млрд. С таким показателем Узбекистан расположился на 152 месте среди 159 стран мира в рейтинге МВФ.