В регионе Кавказа и Центральной Азии (КЦА) были приняты оперативные и решительные меры по сдерживанию распространения вируса и смягчению его последствий для домашних хозяйств и компаний. Несмотря на эти меры, беспрецедентный характер пандемии и сопутствующая самоизоляция повлекли серьезные экономические издержки. Сейчас МВФ прогнозирует сокращение экономики региона в 2020 году на 2,1%, что представляет собой заметную смену тенденции после роста в размере 4,8% в 2019 году.
Вместе с тем кризис также создает возможности для стран Кавказа и Центральной Азии, а также усиливает необходимость в придании экономике более инклюзивного характера и устранении факторов уязвимости. Восстановление экономики региона в сочетании с реформами, направленными на формирование устойчивости и ликвидацию структурных пробелов, рассматриваемых далее, даст надежду на увеличение экономического роста, создание рабочих мест и повышение качества жизни, а также на снижение уровня неравенства и бедности.
Глубокое воздействие
Пандемия может оказать более глубокое и продолжительное воздействие на экономику, чем предыдущие рецессии, принимая во внимание наличие долговременных факторов уязвимости в регионе. Согласно оценке, приведенной в последнем выпуске доклада МВФ «Перспективы развития региональной экономики: Ближний Восток и Центральная Азия», через пять лет объем производства в странах региона будет на 11% ниже уровня, соответствующего тенденциям, существовавшим до пандемии COVID-19, при этом возврат к тренду займет более десяти лет. В связи с этим путь к восстановлению экономики представляет собой трудный подъем, чреватый неудачами и усложняемый возможным долговременным экономическим ущербом, ростом неравенства и сохранением неопределенности. Продолжительные военные действия в регионе или политическая неопределенность принесут дополнительные риски.
Ликвидация пробелов и повышение устойчивости
Страны КЦА уже завершили важные реформы по переходу к более высокому экономическому росту и созданию рабочих мест за счет частного сектора. Эти достижения необходимо сохранить с помощью новой волны реформ, включая улучшение управления, развитие финансового рынка, снижение участия государства, укрепление конкуренции и делового климата, а также повышение эффективности государственных услуг (в том числе за счет более широкого оказания электронных услуг).
Уменьшение роли государства в коммерческой деятельности, которая широко развита в странах региона (в среднем около 22% ВВП), создаст условия для развития предпринимательства и инноваций, роста занятости и производительности. Обследование предприятий в странах КЦА показывает, что уровень эффективности и инноваций государственных компаний часто в два раза ниже, чем у аналогичных частных фирм. Обеспечение более широкой финансовой интеграции для МСП и домашних хозяйств будет играть ключевую роль в облегчении этого перехода. Несколько стран добились значительных успехов в этом направлении, в том числе Казахстан, создавший Международный финансовый центр «Астана».
Восстановление также обеспечивает возможность повышения устойчивости экономики стран КЦА за счет диверсификации экономики в направлении снижения зависимости от углеводородов (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан), туризма (Армения и Грузия) и денежных переводов (Кыргызская Республика и Таджикистан). На устойчивости экономики благоприятно скажется обеспечение компенсации воздействия пандемии на балансы банков с помощью надлежащей гибкости мер регулирования, уравновешивающих необходимость стабильного предоставления кредита на поддержку восстановления экономики и сохранения финансовой стабильности.
Устойчивость и интеграция
В то время как охрана общественного здоровья и поддержка наиболее уязвимых групп останутся приоритетными задачами экономической политики, восстановление бюджетных резервов, истощившихся вследствие кризиса, в сочетании со снижением бюджетных рисков поможет укрепить устойчивость экономики и поддержать прочное восстановление. В некоторых странах для восстановления резервов на докризисном уровне потребуются масштабные по историческим меркам меры по сбору налогов, поскольку в результате кризиса возник самый высокий уровень первичного дефицита за последние 20 лет.
Правительствам всех стран нужно создать пространство для реализации приоритетных расходов, которые необходимы для удовлетворения потребностей региона в области развития. Этого можно добиться с помощью набора мер в области расходов и доходов, включая переход к более прогрессивной системе налогообложения и расширение налоговой базы, постепенное снижение топливных субсидий, ограничение фонда заработной платы в государственном секторе и сокращение неприоритетных расходов.
Многие из этих реформ не будут иметь успеха без усовершенствования государственного управления и борьбы с коррупцией. В этой области важно ориентироваться на передовые международные методы. Несколько стран КЦА уже начали делать успехи в реформах государственного управления, например, за счет совершенствования мер контроля за управлением государственными финансами и управления центральным банком. Необходимо продолжать работу в этом направлении.
Наконец, для надежного восстановления экономики рост также должен приобрести более инклюзивный характер. Для этого страны КЦА должны увеличить размер и эффективность систем социальной защиты, а также расходы на здравоохранение и образование. Более широкое распространение цифровых технологий может способствовать расширению охвата, в том числе лиц, не занятых в формальном секторе. Такие меры могут оказать существенное влияние на развитие человеческого потенциала.
Поддержка МВФ
МВФ продолжит оказывать поддержку странам КЦА в их работе по достижению этих целей. С самого начала пандемии COVID-19 МВФ оказывал странам КЦА помощь в виде финансовой поддержки (примерно $1,4 млрд), рекомендаций по вопросам экономической политики и развития потенциала. В странах, где реализуются поддерживаемые МВФ программы, например в Армении и Грузии, объем финансовой помощи был увеличен, чтобы помочь удовлетворить острые экономические и социальные потребности. В других странах, таких как Кыргызская Республика, Таджикистан и Узбекистан, стало доступно ускоренное предоставление средств для удовлетворения потребностей, связанных с COVID-19, с помощью механизмов экстренного финансирования МВФ.
Наконец, МВФ расширяет поддержку развития потенциала, в том числе с помощью учреждения нового регионального центра по технической помощи в г. Алматы, Казахстан, – Регионального центра развития потенциала для стран Кавказа, Центральной Азии и Монголии. Центр будет оказывать услуги в области развития потенциала с учетом потребностей каждой страны КЦА в основных областях экономической политики, таких как налогово-бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика и политика в отношении финансового сектора, а также укрепление потенциала для составления статистики.