Clearstream планирует открыть двери для иностранных инвесторов в Узбекистан

Опубликовано
Заместитель главного редактора
Но для начала работы в республике нужно преодолеть ряд препятствий

Иностранные инвесторы заинтересованы покупать ценные бумаги эмитентов Узбекистана. Об этом «Курсиву» рассказал руководитель сектора по глобальным рынкам депозитария Clearstream Ян Виллемс после переговоров с руководством Республиканской фондовой биржи (РФБ) «Тошкент» и местными брокерами 17 января.

Компания Clearstream является глобальным депозитарием, где инверторы хранят купленные активы.

«Наша делегация приехала в республику для того, чтобы понять, что необходимо сделать для открытия дверей иностранным инвесторам в Узбекистан. Мы хотим убедиться, что здесь используется международная практика и стандарты на рынке ценных бумаг. Это значит, что наши иностранные клиенты будут чувствовать себя комфортно. Сейчас мы изучаем местный рынок, чтобы принять решение о работе с ценными бумагами в Узбекистане», — сказал Ян Виллемс.

По его словам, на первом этапе фокус клиентов Clearstream будет сосредоточен на государственных ценных бумагах, которые выпущены в местной валюте.

Генеральный директор Центрального депозитария Узбекистана Шерали Абдужаббаров прокомментировал «Курсиву»: «Ограничений для прихода иностранных инверторов в Узбекистан нет и сейчас. Но каждый всегда думает о безопасности своих активов, о гарантии их сохранности, чтобы их не потерять. Для этого нужна глобальная инфраструктура, которой вы можете довериться, и инверторы доверяют Clearstream. Поэтому одна из наших главных целей — наладить корреспондентские отношения с ними. Это значит, что Clearstream откроет в нашем депозитарии номинальный счет, где будут учитываться права на ценные бумаги».

Но для прихода компании в Узбекистан необходимо проделать большую работу, отмечает председатель правления Республиканской фондовой биржи «Тошкент» Георгий Паресишвили.  

«В республике необходимы законодательные изменения. Новый закон «О рынке капитала», который разрабатывало Министерство финансов, и он почти готов к тому, чтобы выйти на публичное обсуждение, очень многое изменит. Но закон должен принять парламент. Мы не знаем, сколько времени займет законодательный процесс», — прокомментировал Георгий Паресишвили.

По его словам, в этом законе будет ясно прописана концепция иностранного номинального владельца. Такая концепция сейчас существует, но текст, который прописан в законе, не до конца подходит для всех типов международных игроков. Например, для международных депозитариев он подходит, для глобальных кастодиальных банков — нет.

«Например, когда Clearstream будет открывать счета в банках, на Валютной бирже или в Центральном депозитарии, они по закону должны считаться не бенефициарами этих ценных бумаг, на самом деле бумагами владеют их клиенты. Это очень важно, иначе получается, что налоговые и другие юридические риски возьмет на себя Clearstream. Закон сейчас прописывает эти нормы, но недостаточно четко. Мы хотим это улучшить», — резюмировал глава РФБ.

Помимо этого, игроки фондового рынка должны научиться работать с системой SWIFT. Например, ее используют банки для денежных переводов. Но этот канал применяют и на рынке ценных бумаг. Центральный депозитарий РУз рассчитывает в ближайшие два-три месяца подключиться к системе.

Читайте также