Рост цен в Узбекистане будет в два раза выше прогнозов ЦБ 

Опубликовано (обновлено )
Заместитель главного редактора
К такому выводу пришли эксперты международных финансовых институтов

В Узбекистане прогнозируют инфляцию на 5–6% в 2024 году. Такой ориентир по росту цен заложен в бюджете РУз, а также у Центрального банка в рамках политики таргетирования. Однако международные фининституты дают другой прогноз. Например, во Всемирном банке (ВБ) и Азиатском банке развития (АБР) считают, что инфляция в Узбекистане будет 10%. «Курсив» разбирался, с чем связаны различия в оценках.

В своем новом отчете «Прогноз развития Азии» эксперты АБР отмечают, что инфляционное давление в РУз будет сохраняться отчасти из-за продолжающихся структурных реформ и увеличения социальных расходов. Среднегодовая инфляция снизится до 11% в 2023 году и до 10% в 2024 году, поскольку денежно-кредитная политика остается жесткой.

Старший экономист постоянного представительства АБР в Узбекистане Бегзод Джалилов на презентации в Ташкенте отчета «Прогноз развития Азии» сказал следующее: «Да, наши цифры отличаются от их показателей, потому что факты показывают реальную динамику. Цены на продовольствие и другие драйверы предполагают, что инфляция в 5% недостижима в этом году и в следующем году тоже. Скорее всего Центральный банк изменит период таргетирования и будет ориентироваться на 2026–2027 годы, чтобы быть более реалистичным».

Всемирный банк в своем прогнозе предполагает, что Узбекистан сможет замедлить инфляцию до 6,6% к 2025 году. На 2024 год ВБ обозначил рост цен на отметке в 10%. Аналитики банка считают, что война России в Украине и санкции против РФ будут и далее способствовать высоким ценам на продовольствие и энергоресурсы и снизят частное потребление.

Профессор Вестминстерского университета Зохид Аскаров прокомментировал «Курсиву», что Узбекистану не нужно слепо ориентироваться на какую-то цифру, а ставить целью поддержание стабильного темпа инфляции без резких скачков.

Ранее ЦБ Узбекистана снизил основную ставку с 15 до 14% годовых. Принимая решение, регулятор ориентировался на то, что в экономике начала наблюдаться тенденция снижения уровня инфляции после ее пиковых значений.

Читайте также