Statista: винный рынок Узбекистана ожидает умеренный рост
Винный рынок в Узбекистане прервал затянувшуюся фазу падения. По прогнозу Statista, рынок достиг дна в 2022 году. В ближайшую пятилетку он будет умеренно восстанавливаться в среднем на 11% в год.
Узбекистанцы станут пить больше вина?
Если верить прогнозу, то да. Однако вернуться к доковидному показателю в 0,78 литра на душу населения пока не суждено. К 2028 году потребление вырастет примерно на 11,2% и составит 0,73% на душу населения.
В значительной мере рынок будет расти благодаря сухим винам, которые составляют 89% винной корзины. Потребление игристых вин также вырастет примерно на 18%, однако, общий показатель останется скромным — 0,06 литра на душу населения. По крепленым винам ситуация не изменится.
Для солидных господ
Рост потребления алкоголя логичен в условиях постковидного восстановления узбекской экономики. Его ожидают не только производители локальных дешевых вин, но и дистрибьюторы элитных напитков.
Как рассказал «Курсиву» бренд-менеджер Moёt Hennessy в компании «Легион» Алишер Жаббаров, спрос на элитный алкоголь растет, так как по мере оживления деловой активности в республике, прежде всего в Ташкенте и Самарканде, проводится все больше статусных мероприятий — деловых конференций, симпозиумов, международных встреч на высшем уровне.
Цены растут, цены…
Из прогноза Statista следует, что увеличение выручки виноторговцев будет происходить в основном за счет роста цен. Литр вина к концу 2027 года подорожает на 47,8% к уровню 2022-го — до $2,06.
Одна из очевидных причин — благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Из-за проблем с импортом из западных стран российские дистрибьюторы частично переориентировались на недорогие узбекские вина. Это привело к резкому увеличению поставок. Как сообщает РБК со ссылкой на таможню РФ, в 2022 году Узбекистан увеличил поставки вин в Россию почти в шесть раз — с 204,7 тыс. до 1,2 млн литров. Рост внешнего спроса разгоняет цены на внутреннем рынке.
Также повышение цен может быть связано с желанием компаний компенсировать издержки от падения производства. По данным Статагентства, производство вина снизилось на 9,2% в 2022 году, на 27% — в 2021 году и на 8,2% — 2020-м.
Кроме того, поставщики и дистрибьюторы алкоголя вынуждены отталкиваться от минимальных цен, которые устанавливает государство. Согласно последнему приказу министра экономики и финансов, этот минимум вырос для вина с 12 тыс. до 12,4 тыс. сумов в оптовых закупках и с 14,2 тыс. до 16,4 тыс. сумов — в рознице.
Подробней о том, что происходит на узбекистанском рынке алкоголя, можно прочесть в другом материале «Курсива».