Георгий Паресишвили: Динамичный рынок нуждается в улучшениях

Опубликовано (обновлено )
Заместитель главного редактора
Председатель правления РФБ «Тошкент» рассказал о рынке Узбекистана и перспективах его развития
Председатель правления Республиканской фондовой биржи (РФБ) «Тошкент»

Георгий Отарович, в конце января 2023 года вас утвердили на должность  председателя правления Республиканской фондовой биржи (РФБ) «Тошкент». Ранее около полугода вы были исполняющим обязанности на этом посту. Расскажите, пожалуйста, о своем опыте в сфере финансов.

– Большую часть жизни я работал в коммерческих и инвестиционных банках. Начал карьеру в Грузии еще в 1995 году. После окончания экономического факультета Тбилисского государственного университета работал в грузино-американском банке «Абсолют» валютным дилером, позже –  руководителем казначейства банка, потом в немецком «Микрокредитбанке» внутренним аудитором. Затем уехал учиться в США, окончил магистратуру  по бизнес-управлению (MBA).

В результате остался работать в Америке и устроился в инвестиционный банк Credit Suisse First Boston. Проработал там пару лет, потом меня перевели в Лондон, в тот же банк. Там я был трейдером, торговал облигациями. Затем вернулся в Грузию и работал в Банке Грузии. Мы многое сделали в этом банке, в том числе вывели его на Лондонскую фондовую биржу. Это было самое первое международное IPO акций из Закавказья. Размещение оказалось очень успешным – за полгода цена акций банка выросла с $17 до $42. После финансового кризиса 2008 года я перешел в дочерний банк французского Societe Generale, который назывался Bank Republic. Там я был заместителем председателя правления.

Потом работал в Liberty Bank, тоже заместителем председателя правления, затем ушел в Tera Bank, где управлял розничным и корпоративным бизнесом банка. За короткий промежуток времени между этими банками успел создать свою компанию по управлению активами состоятельных людей в Грузии и за границей. После работы коммерческим директором в Tera Bank стал председателем правления Грузинской фондовой биржи и занимал этот пост почти восемь лет, параллельно был председателем наблюдательного совета Грузинского центрального депозитария ценных бумаг. Самым большим моим достижением на этой позиции считаю то, что мы полностью обновили торговую систему биржи и клирингово-расчетную систему центрального депозитария, а также завели в Грузию компанию Clearstream. Это всемирно известный международный Центральный депозитарий, в котором инвесторы практически со всего мира хранят ценные бумаги на разных рынкax. В результате получилось, что мы дали прямой доступ на местный рынок ценных бумаг практически любому иностранному инвестору.

Видно, что вы имеете достаточно солидный опыт в финансовой сфере. Какие ваши навыки помогут Узбекистану развиваться?

– Надеюсь, что полезными для моей работы в Узбекистане окажутся мои знания и опыт работы как на развитых западных рынкаx, так и на рынкаx постсоветского пространства. У последних есть своя специфика – они отличаются малоликвидностью и высокими рисками (экономическими, политическими, инфраструктурными) для инвесторов и они  все так или иначе связаны общим советским прошлым, поэтому их законодательство и регуляции также, как и проблемы, очень часто похожи.

Из-за вышеупомянутого опытa, думаю, мне легче понять существующие у нас в стране вызовы, что и как нам нужно исправить, чтобы рынок ценных бумаг в Узбекистане стал таким же интересным, ликвидным и привлекательным, как и в развитых странах.

Какими проектами вы сейчас занимаетесь на РФБ «Тошкент»?

– На фондовой бирже мы работаем над несколькими приоритетными направлениями. Самый главный проект, которым мы занимаемся, касается привлечения зарубежных инвесторов на местный фондовый рынок. Хотим в первую очередь заинтересовать крупных инвесторов, например, пенсионные и паевые инвестиционные фонды, хедж-фонды, банки и их клиентов. Для этого нам нужно сделать link (связь) между западным и местным рынками ценных бумаг. Очень активно в этом направлении работаем с Clearstream и с несколькими иностранными банками. Надеемся, что после завершения этого большого и важного проекта мы увидим гораздо большее число иностранных инвесторов на узбекском фондовом рынке, что будет способствовать его росту.

Я настроен оптимистично в этом плане и надеюсь на прогресс. Сначала мы откроем доступ для иностранных инвесторов на рынок госбумаг, потому что именно с них обычно начинают инвестировать в ценные бумаги страны. Например, тот же Clearstream сначала открываeт доступ для своих клиентов именно на этот рынок, а потом уже на все остальные. То есть реально это не наш выбор, a выбор большинства иностранных инвесторов.

Параллельно с упомянутым проектом мы работаем еще в нескольких направлениях. Многие компании в Узбекистанe нуждаются в улучшении корпоративного управления. Стараемся помочь им в этом, например, чтобы они скорее назначили независимых членов в наблюдательные советы, улучшили качество своей финансовой отчетности, вовремя публиковали существенные факты.

Работаем над улучшением наших правил торгов на бирже, а также процедур, связанных с конвертацией валюты и репатриацией прибыли иностранными клиентами, чтобы упростить работу для наших членов – брокерских компаний. Чем меньше бюрократии, тем больше времени брокеры тратят на звонки клиентам, продают им разные инвестиционные продукты, помогают местным компаниям привлекать средства путем выпуска акций и облигаций, то есть занимаются своим главным делом, а не бумажной волокитой.

Как бы вы оценили развитие фондового рынка Узбекистана в последние годы? 

– Рынок Узбекистана вырос, и это видно по статистическим данным. Очевиден рост объема торгов и количества сделок с ценными бумагами. Показатели растут из года в год. Начало 2023 года тоже было довольно динамичным. Мы видим, что объем активности на рынке не спадает, тем более сейчас прошло IPO UzAuto Motors. Такие события увеличивают объем торгов и ликвидность на рынке.

Насколько активны брокеры в Узбекистане?

– Брокерские компании играют очень важную роль в развитии рынка – без них его просто не будет. В Узбекистане появляются новые брокеры, а также мобильные приложения (к примеру, Jett.uz от Multicard), которые позволяют инвесторам самим торговать на рынке. Также не нужно забывать, что брокеры не только торгуют на бирже, но и выступают в роли андеррайтеров, помогают компаниям выпустить ценные бумаги и привлечь деньги от инвеcторов. Самый хороший последний пример – это Freedom Broker. Компания выступила андеррайтером публичного размещения акций (IPO) UzAuto Motors. Другие брокеры тоже  хорошо работают – например, новая брокерская компания Alkes Research стала одним из самых активных игроков на нашей бирже. 

Какие инвесторы, с вашей точки зрения, должны стать опорой для развития фондового рынка Узбекистана в ближайшие годы?

– Думаю, что нам нужны все инвесторы, включая местных розничных инвесторов. Но в первую очередь нам нужны местные институциональные инвесторы, например, пенсионные и паевые фонды, страховые компании, финансовые организации или другие юридические лица.

Их можно считать опорой для нашего рынка, так как в отличие от иностранцев они вряд ли куда-то убегут, если грянет кризис. Обычно, когда на фондовом рынке стрессовая ситуация, он падает, и все паникуют, на рынок выходят местные институциональные инвесторы и начинают скупать бумаги от продавцов. Если будет достаточный спрос от местных институциональных игроков, с большой вероятностью падение рынка будет не таким драматичным, а то и вовсе приостановится через определенное время. То есть местные инвесторы способствуют стабильности и предсказуемости на рынке, что всегда приветствуется.

Читайте также