Эксперты рассказали, сколько может стоить доллар в Узбекистане в 2024 году

Опубликовано
Заместитель главного редактора
Один из рисков для экономики страны — напряженность на Ближнем Востоке
Фото: GiulioBenzin / www.depositphotos.com

Курс доллара в Узбекистане растет в этом году быстрее, чем было в 2022-м. Минувший год американская валюта завершила на отметке 11 246,81 сума, а к середине ноября 2023-го стоимость превышает 12 270 сумов. Это значит, что национальная валюта девальвировалась к доллару уже более чем на 9%. При этом число рисков для экономики страны становится больше. Один из них — напряженность на Ближнем Востоке. «Курсив» спросил у экспертов, как может меняться курс доллара в Узбекистане до конца 2024 года.

Руководитель Alif в Узбекистане Нуриддин Лафизов на основании анализа курсовых данных за последние пять лет прогнозирует относительную стабильность валютного курса до конца текущего года.

«Исторически в период ноября-декабря наблюдалось среднее изменение курса на уровне 0,6% с максимальным отклонением в 0,8%. Исходя из этого ожидается, что курс к концу года не превысит 12 400», — поделился эксперт.

Финансовый аналитик инвестиционной компании Kap Depo Шодибек Кенжаев сделал похожий прогноз. По его мнению, сум покажет небольшое снижение по отношению к доллару США в IV квартале, а курс обмена установится в пределах 12 360 сумов.

Ситуация может измениться в следующем году. Нуриддин Лафизов считает, что в первой половине года традиционное снижение объема денежных переводов может оказать давление на курс. В результате чего предполагается колебание в диапазоне 12 400 – 12 700 сумов. Однако летом благодаря увеличению внешних финансовых поступлений курс может стабилизироваться до 12 500 – 12 800 сумов. К концу 2024 года возможно достижение отметки в 13 000, предполагает руководитель Alif.  

Шодибек Кенжаев тоже прогнозирует, что в первой половине 2024 года курс обмена может подняться до 12 700 сумов. Однако аналитик не торопится с выводами и считает, что делать точные прогнозы на 2024 год еще рано. По его словам, нужно учитывать зависимость узбекской валюты от разных факторов, таких как внешнеторговый оборот страны, инфляционные показатели, геополитическая ситуация, а также состояния валют основных торговых партнеров Узбекистана — России и Турции.

Нуриддин Лафизов уверен, что позитивное влияние на курс в ближайшие месяцы окажет сезонный рост денежных переводов, а также недавно принятое решение правительством России о продаже 80% валютной выручки, что поддержит курс рубля и, соответственно, повлияет на курс национальной валюты.

Шодибек Кенжаев добавляет: «Важно отметить, что уже в октябре доллар США по отношению к узбекскому суму подорожал всего лишь на 0,36%. В сентябре этот показатель составил 0,7%, а в августе — 4,2%. В то же время российский рубль и доллар США поменялись местами — доллар рухнул до 89 — к минимумам начала июля, и технически пока можно говорить лишь о возврате на 90. Но среднесрочные факторы за рубль».

О рисках для Узбекистана Нуриддин Лафизов сказал следующее: «Сложная геополитическая обстановка, включая инфляцию в США, высокие процентные ставки, конфликт в Украине, санкции и напряженность на Ближнем Востоке, которая может вызвать рост цен на нефть, сохраняет риски для экономики Узбекистана. Эти факторы могут привести к снижение внешних поступлений, увеличению стоимости заимствований и затруднить выполнение планов по внешним заимствованиям и привлечению инвестиций, что окажет негативное влияние на торговый баланс и курс национальной валюты».

Шодибек Кенжаев отмечает, что на мировом валютном рынке наблюдается отскок доллара после рекордного падения, вызванного значительным снижением инфляции в США. Однако после восстановления доллара не исключается возможность новой волны его снижения, что в свою очередь может еще сильнее поддержать валюты Европы и Азии.

Ранее «Курсив» писал, что влияло на курс доллара в Узбекистане в этом году. Центральный банк страны среди причин девальвации национальной валюты назвал падение курсов валют ключевых торговых партнеров РУз и сокращение притока денежных переводов.

Читайте также