Зарплата в конверте: сколько стоит теневая экономика в Узбекистане

Опубликовано
Заместитель директора
Выяснил "Курсив"
Фото: gearstd / www.depositphotos.com

Правительство Узбекистана готовит закон, ограничивающий использование наличных. В безнал хотят перевести все сделки с недвижимостью и автомобилями, зарплаты бюджетников и другие операции. По замыслу чиновников, этот закон позволит вывести из тени значительную часть доходов граждан и фирм. «Курсив» посчитал размер теневой экономики в стране.

Цена призрачного труда

Занятость в неофициальном секторе экономики на начало 2024 года, по данным  Минзанятости, составляла 5,6 млн человек, тогда как в официальном секторе экономики трудилось около 6,3 млн человек. Таким образом, по меньшей мере 47% узбекистанцев было занято в тени.

Международная организация труда (МОТ) оценивает производительность труда по ВВП на одного работника в 2023 году в $23,026 тыс.  по паритету покупательной способности (ППС) в ценах 2017 года. В пересчете на текущие цены это $ 6,9 тыс. Перемножив число занятых в неофициальнном секторе на производительность труда, получим $38,6 млрд в текущих ценах, или 42,5% номинального ВВП, который, по подсчетам Всемирного банка, составил $ 90,9 млрд. Такая цифра примерно соответствует экспертной оценке.

Чтобы подсчитать примерный ущерб бюджету, используем такой показатель, как доля рабочей силы в ВВП. Это оплата труда работников, которая включает зарплату и социальные выплаты, в процентах от ВВП. В Узбекистане этот показатель составляет 45,6% (данные 2020 года). Таким образом, оплату труда в теневом секторе 2023 году можно оценить в $17,6 млрд.

Если бы эти деньги выплачивались вбелую, они бы облагались налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) — 12%. Напомним, что в Узбекистане этот налог платят все физлица, которые получают налогооблагаемый доход. Поступления от НДФЛ обеспечивают более трети прямых налоговых отчислений в бюджет.

$17,6 млрд X 12% = $2,1 млрд недополученного НДC.

Серый вал

Есть и другой способ рассчитать долю теневой экономики. Он основывается на сравнении ВВП и его составляющих с размером налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В ВВП по методу доходов выделяются три компонента:

  1. Оплата труда наемных работников.
  2. Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы.
  3. Чистые налоги на производство и импорт.

Теневая экономика «зашита» в валовую прибыль и валовые смешанные доходы, которые состоят из легальной прибыли предприятий, скрытой прибыли и теневой оплаты труда. Чтобы посчитать ее относительный вес, нужно вычесть из валовой прибыли ее легальную составляющую — то есть прибыль, с которой заплатили налог, и разделить получившуюся сумму на объем ВВП.

GDPS=P−PT./GDP*100, где

  • GDPS — доля теневой экономики в ВВП;
  • GDP — годовой ВВП;
  • P — валовая прибыль и валовой смешанный доход;
  • Pr— прибыль рассчитанная по налогу на прибыль.

Для 2023 года получаем около 48,5% от ВВП, что на 2,4% больше, чем в 2022-м. В денежном выражении это примерно 517 трлн сумов, или приблизительно $41 млрд по среднемесячному курсу прошлого года.

Много это или мало? Согласно данным МВФ, для  стран с низкими и средними доходами на теневую экономику приходится в среднем 35% ВВП, для стран с высокими доходами — 15%. Любое из рассчитанных нами значений отклоняется от этого коридора в большую сторону.

Читайте также