Учет и дисциплина: почему АБР усиливает систему финансового управления в стране

Опубликовано (обновлено )
Заместитель директора
Об этом Kursiv Uzbekistan рассказала Рут Фаррант
Фото: Роман Федотов / Kursiv Uzbekistan

Азиатский банк развития (АБР) намерен повысить эффективность реализации своих проектов в Узбекистане. С целью обзора проектов АБР в Узбекистане в Ташкент приезжала госпожа Рут Фаррант, директор отдела по финансовому управлению департамента закупок, портфеля проектов и финансового управления банка. По итогам визита, встреч с участниками и партнерами инициатив АБР госпожа Фаррант дала интервью журналисту Kursiv и поделилась мнением о финансовом управлении.

Увидеть — значит поверить 

— Госпожа Фаррант, это ваша первая зарубежная деловая поездка в новом статусе. Почему Узбекистан?

— Цель миссии — определить возможности в улучшении стандартов бухгалтерского учета и аудита. Здесь мы видим, что это можно сделать при помощи вовлечения высших органов аудита, внутреннего аудита, а также интегрированных ИT-решений в финансовом управлении в сотрудничестве с правительством и партнерами по развитию.

Мы продолжим работу по повышению соответствия международным стандартам государственного учета и финансовой отчетности, соблюдению финансовых обязательств в проектах и укреплению аспектов управления проектными активами, а также контроля за ресурсами. Таким образом мы сможем гарантировать, что проекты АБР управляются эффективно и прозрачно — в соответствии с лучшими международными практиками.

Также, на мой взгляд, нужно продолжить работу по развитию человеческого капитала в области финансового управления. Это позволит повысить потенциал финансового управления для усиления финансовой устойчивости.

Фото: Роман Федотов / Kursiv Uzbekistan

— Какие вопросы были в центре внимания во время этой миссии?

— Мы сосредоточились на разных направлениях. Во-первых, национальные системы и их улучшение до уровня международных стандартов бухгалтерского учета и аудита. Во-вторых, повышение финансовой устойчивости предприятий. И третья задача миссии — проекты, в которых возникли трудности с финансовым управлением. Эти приоритетные направления составляют основу для надежного управления проектами и ресурсами.

И на самом деле личное общение намного эффективнее, чем десяток электронных писем или телефонных звонков. Поэтому для меня очень ценно, что удалось собрать вместе разных партнеров в рамках моей миссии. Главный ее итог — я получила поддержку, которую можно увидеть в глазах людей и которую нельзя почувствовать в электронных письмах.

— Что еще вы увидели в этих глазах?

— Мы увидели большое желание работать вместе, чтобы повысить эффективность наших проектов и показать налогоплательщикам, что их средства действительно используются эффективно и результативно.

Повысить планку

— И все же, каким образом АБР намерен укреплять системы финансового управления страны и наращивать потенциал в Узбекистане?

— Для этой цели АБР одобрил кредит, направленный на укрепление системы управления государственным финансированием. Также мы проводим большую работу с нашими коллегами в области разработки политики и реформирования управления государственными финансами. Это включает в себя разработку дорожной карты по переходу на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в стране и внедрение Международных стандартов бухгалтерского учета в государственном секторе (МСБУ ГС) совместно с Министерством экономики и финансов и специалистами по финансовому управлению проектов АБР. Эта работа ведется для того, чтобы обеспечить соответствие финансовой отчетности и аудита лучшей международной практике, а также процедурам и требованиям АБР.

Кстати, на встрече с представителями АО «UzAssets» мы как раз обсуждали, как банк сможет оказать поддержку в формулировании политик и процедур в соответствии с международными стандартами и внедрении МСФО. Все это в рамках продолжения масштабного пути реформ, которые начало правительство.

АБР заинтересован в этом. Как и другие доноры (институты развития. — Прим. ред.), мы проделали огромную совместную работу благодаря Глобальному форуму партнеров, где каждый из участников может продемонстрировать свои роли и ниши. Такая совместная работа позволяет привнести в портфель кредитов лучшие практики и передовой опыт. На встречах с донорами я еще раз убедилась, что мы не конкурируем и не дублируем усилия друг друга. А это значит, что мы можем лучше работать вместе как сообщество партнеров по развитию.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь в управлении финансами в проектах в Узбекистане?

— Нам приходится работать с разными проблемными ситуациями. Это связано и со своевременностью представления аудиторских отчетов по проектам, и с эффективностью в управлении качеством финансовой отчетности, а также с обеспечением своевременного проведения аудита. Для решения этих проблем АБР рекомендует проектам совершенствовать свои политики, процедуры и требования по приведению их в соответствие с лучшей международной практикой. Также важнейшим аспектом финансового управления является обеспечение надлежащего бухгалтерского учета и управления активами.  Однако качество и соблюдение финансовых условий требуют улучшения. Мы решаем эти проблемы также посредством наших инициатив по наращиванию потенциала в ходе этой миссии.

Отмечу также, что мы внедрили более строгие системы мониторинга и расширяем наше присутствие на местах, чтобы обеспечить более прямую поддержку и контроль. Это помогает снизить риски до того, как они станут серьезными проблемами.

— Кстати, как банк решает вопросы, связанные с соблюдением требований и управлением финансами в проектах с высоким риском?

— Поскольку процедуры финансового управления стали более строгими, мы стали менее гибкими в отношении несоответствия установленным стандартам. И это было высоко оценено регулятором, так как это обеспечивает фидуциарную дисциплину.

Данные стандарты — это минимальная планка, которая дает нам понимание, готов ли проект к реализации. Если же в проекте нет системы бухгалтерского учета, нет финансового менеджера в штате, не открыт банковский счет, мы никак не сможем сказать, что он готов к запуску. Наличие такого перечня минимальных требований позволяет отсеять сырые проекты и задействовать весь арсенал наших инструментов для реализации хорошо проработанных инициатив.

И очень важно, что здесь с правительством у нас общее понимание. Нам важен откровенный диалог и, как следствие, общая картина того, что работает, что не получается, куда мы движемся. Но что мне больше всего нравится, так это ощущение, что мы работаем вместе. У нас есть общая цель, и каждая из сторон играет свою роль в ее достижении. Во всей этой работе по реформированию есть ощущение, что мы на одной волне, несмотря на взлеты и падения.

Учиться вдохновляться

— Вы приняли участие в нескольких семинарах, организованных АБР. Поделитесь их результатами. Помогут ли они в укреплении систем финансового управления в Узбекистане?

— Семинары прошли успешно. Они очень важны, поскольку оснащают необходимыми инструментами как исполнительные агентства, так и сотрудников проектов. И я рада, что наши семинары стали своего рода площадкой для обмена мнениями по конкретным вопросам, а также для изучения тенденций на будущее.

— Насколько я знаю, вы также совершили выезд на объекты.

— Да, мы посетили объект проекта по улучшению систем питьевого водоснабжения и канализации в Ташкентской области, чтобы на месте увидеть реализацию наших процедур финансового управления и ход реализации инициатив. Там мы встретились с проектными командами, провели целевые консультации и внесли корректировки.

Мы обсудили много вопросов, без которых большие контракты просто невозможны. Но что меня впечатлило, так это международная команда специалистов из Турции, Ирана, России, Таджикистана и других стран.

Для меня это было абсолютно вдохновляющее общение, потому что, несмотря на проблемы и трудности в строительстве, эти люди, говорящие на пяти языках, полны энтузиазма и у них одна общая цель — выполнить свою работу хорошо. Меня очень воодушевляет быть частью всего этого.

— Это действительно вдохновляет. Надеюсь, ваши ожидания от визита в Узбекистан оправдались.

— Честно говоря, перед поездкой я не знала, чего ожидать. Много читала о стране, ее людях, культуре. Когда-то давно я изучала русский язык в университете, бывала в России, но в Центральной Азии — ни разу. Для меня это был очень приятный опыт, и я с удовольствием приеду в Узбекистан еще раз.

Читайте также