Это уже реальность: мир, где каждый шаг и каждая покупка в магазине становятся проще, информативнее, безопаснее и увереннее. Современные технологии и система обмена данными позволяют мгновенно получать необходимую информацию о продуктах и отслеживать весь путь от производства до полки магазина.
Потребители безалкогольных газированных и негазированных напитков, пользующихся особым спросом на нашем рынке, уже сегодня могут сами защитить себя от контрафактной или поддельной продукции, воспользовавшись установленными государством правилами. Это правила о цифровой маркировке, действующие в определенном товарном сегменте как для местных производителей, так и для дистрибьюторов импортной продукции. Покупателю остается только воспользоваться своим смартфоном, чтобы просканировать уникальный код-маркировку на таре (стеклянной, пластиковой или алюминиевой) и узнать необходимую информацию.
Как все начиналось
Внедрение цифровой маркировки началось в Узбекистане с 1 января 2021 года с сегмента алкогольных напитков и табачной продукции. Учет каждой единицы товара поспособствовал эффективной борьбе с контрафактом и фальсификатом на рынке.
Уже в следующем году, 1 ноября 2022 года, вышло постановление Кабинета министров № 631 «О введении системы обязательной цифровой маркировки воды и прохладительных напитков», был утвержден график ее поэтапного внедрения, чтобы рынок успел технически и организационно перестроиться под новые требования. Так, с марта 2024 года стартовала обязательная маркировка для первой группы воды и прохладительных напитков, а с 1 августа 2024 года для второй группы — безалкогольных напитков в алюминиевой банке.
Предпосылок для введения цифровой маркировки было немало. Наиболее волнующим фактором стали участившиеся случаи продажи в рознице поддельных напитков с сомнительным составом. Особо нашумевшими стали прецеденты с подпольными цехами в Ферганской и Джизакской областях, где ранее использованные бутылки от напитков известных брендов наполнялись неизвестной жидкостью, заново запечатывались и выдавались покупателям за оригинальную продукцию популярных торговых марок.
Не так сложно понять, чем грозит потребителю и серый импорт, который поставляет на рынок оригинальные напитки, но в обход таможенных и налоговых систем, зачастую нарушая необходимые для поддержания качества продукта условия транспортировки и хранения.
По словам первого вице-президента международной ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолта Хамзатова, на глобальном уровне производство бутилированной воды является одним из самых быстрорастущих и прибыльных, а незаконный оборот воды может охватывать от 25 до 80% рынка.
Узбекистан, являясь самой густонаселенной страной Центральной Азии и привлекательной торговой площадкой с 37-миллионным населением, не может игнорировать все эти факторы. Поэтому правительство уделяет большое внимание внедрению инновационных решений для борьбы с поддельными товарами и незаконным оборотом. И одним из эффективных методов защиты рынка становится цифровая маркировка, позволяющая точно и моментально определить происхождение, подлинность и даже путь, который проделала каждая единица товара от места производства до места конечной продажи.
Но чтобы эта система работала как часы, важно, чтобы в процесс полностью включились и производители, и дистрибьюторы, и само общество, для которого наличие цифровой маркировки должно стать основным показателем подлинности и прозрачности продукта, а сканирование маркировки при покупке продукта — одной из привычек, частью культуры потребления.
Как внедрение маркировки повлияло на стоимость напитков?
Есть мнение, что для производителей и ретейлеров прохладительных напитков это нововведение обернулось определенными расходами, что в итоге может ощутимо повлиять на розничную цену и потребительский спрос.
Так ли это? Насколько цифровая маркировка облегчает или усложняет работу официальных дистрибьюторов прохладительных газированных и негазированных напитков? Об этом нам рассказала CEO по направлению трансграничной торговли, розничных и оптовых продаж ANTRIA HOLDING Мария Макарова.
— Одно из подразделений нашего холдинга на протяжении 15 лет занимается дистрибуцией известного и полюбившегося узбекскому потребителю энергетического напитка Red Bull австрийского производства. А с недавнего времени мы поставляем из Грузии минеральную газированную воду «Набеглави» и детские сокосодержащие напитки Yippy.
— Это прямой ретейл, напрямую от производителей?
— Когда ты работаешь в таком сегменте, как продовольствие, то самым важным становится вопрос обеспечения безопасности продукта, и уровень ответственности здесь очень высокий. Поэтому поставкой мы занимаемся сами и только напрямую от производителей. И за каждой новой партией, поступившей в Узбекистан, стоит четко выстроенная логистическая цепочка — сначала от предприятия-производителя до нашей страны, а затем до каждой точки розничной продажи внутри Узбекистана. Холдинг обладает сетью современных складов по всей республике, на которых в общей сложности работают порядка 1000 человек, включая профессиональных трейдеров, поддерживающих постоянную обратную связь с конечными продавцами.
— Вам приходилось сталкиваться с фактами подделки и контрафакта?
— Мы мониторим рынок настолько, насколько может себе позволить формат нашей организации. И сталкивались с тем, что некоторые розничные точки продают Red Bull, ввезенный неофициально, и, возможно, с нарушениями условий транспортировки и хранения. Но до недавнего времени простому потребителю это было очень сложно понять, да и органам, контролирующим непосредственно розницу, без погружения в детали и документы трудно сразу определить, откуда на прилавок попал тот или иной продукт. Сегодня же, с введением цифровой маркировки, ситуация начинает постепенно и кардинально меняться. Любой человек может с помощью смартфона и специального приложения Asl Belgisi узнать, когда и где был произведен продукт, кем и в какие сроки доставлен до Узбекистана и далее по цепочке.
— Сейчас все официальные партии Red Bull на нашем рынке уже маркированы, можно отправляться в магазины и сканировать?
— Энергетические напитки подлежат обязательной маркировке с 1 августа 2024 года, поэтому в рознице пока еще остались партии, ввезенные до установленного периода. Но все новые партии Red Bull уже маркированы и, согласно графику поставок, будут завезены в Узбекистан в октябре этого года. Все другие продукты нашего ретейла, относящиеся к сегменту газированных и негазированных безалкогольных напитков в пластиковой и стеклянной упаковке, а именно Минеральная газированная вода «Набеглави» и детский напиток Yippy маркируются еще с марта 2024 года, согласно постановлению Кабмина и поэтапному графику перехода на цифровую маркировку. На этих продуктах потребители могут сразу заметить цифровой код Data Matrix, а через приложение Asl Belgisi уточнить необходимую информацию о производителе, поставщике и логистике.
— Насколько сильно повлияло внедрение цифровой маркировки на конечную стоимость продукта, а значит, и на карман потребителя?
— Основной статьей расходов для нас стало приобретение специального оборудования и внедрение его в цепочку производственного процесса. Так, на производстве Red Bull установили специальное оборудование только для тех партий энергетика, которые готовятся к отправке в Узбекистан. Ведь это оборудование создает на каждой алюминиевой банке уникальную маркировку, регламентированную именно нашим государством и именно для нашего рынка. Аналогичная практика ранее была с установкой оборудования для маркировки воды «Набеглави» и детского напитка Yippy на производстве в Грузии. Но мы постарались, чтобы для конечного покупателя это не было ощутимым. Безусловно, все нововведения требуют определенных затрат, которые не сразу окупаются, если говорить только с точки зрения прибыли бизнеса. Но если говорить с точки зрения социальной ответственности бизнеса перед потребителями, а также учитывать, что мы просто обязаны следовать актуальным нормам, установленным государством, то все эти затраты, бесспорно, оправданы и логичны. Ведь в итоге это защитит и нас самих, официальных ретейлеров, которые изначально следуют регламентам государства, выплачивают все необходимые пошлины, налоги, издержки, гарантируя потребителям качественный и безопасный оригинальный продукт.
Что дальше?
Цифровая маркировка это лишь инструмент в борьбе с контрафактной продукцией. Для полноценной эффективности необходимо участие множества ключевых сторон. Сюда относятся органы сертификации, Налоговый комитет при Кабинете министров Республики Узбекистан, Государственный таможенный комитет (ГТК), выявляющие недобросовестных производителей или поставщиков. 30 мая 2024 года принято постановление президента № 203, где определены дальнейшие шаги по внедрению цифровой маркировки товаров, а также меры воздействия при игнорировании требований среди производителей и дистрибьюторов.
Но конечным и самым важным звеном в цепочке регуляторов и контролеров, безусловно, являются сами потребители. Благодаря приложению Asl Belgisi они могут определять немаркированные подделки и сразу сообщать о нарушениях, с которыми сталкиваются. На сайте Asl Belgisi можно ознакомиться со всей необходимой информацией и этапами внедрения цифровой маркировки для воды и прохладительных напитков.
Только благодаря активному участию всех сторон возможно добиться положительного результата, чтобы рынок постепенно стал закрытым для контрафакта и подделок. Это еще один важный шаг к продовольственной безопасности.