Лимит $200: как новые правила повлияют на онлайн-торговлю в Узбекистане

С 1 мая лимит стоимости товара для беспошлинного ввоза в Узбекистан через почтово-курьерские компании снизился с $1 тыс. в квартал до $200 в месяц. Kursiv Uzbekistan разбирался, может ли это повлиять на рынок электронной коммерции в Республике.
Почему именно $200 и зачем это сделано
Цифра $200 взята не с потолка, говорится в заявлении, размещенном на официальном сайте Таможенного комитета. Именно такая средняя стоимость посылок, которые приходят в Узбекистан.
В ведомстве утверждают, что снижение порога направлено на борьбу с серым импортом и защиту местного производителя.
В прошлом году комитет зафиксировал рост количества посылок, их тоннажа и стоимости, что может указывать на активизацию коммерческого импорта. Причем нелегальные импортеры не брезгуют и откровенно мошенническими схемами — оформляют доставку на подставных лиц, включая покойников.
«Это решение можно объяснить желанием государства навести порядок в импорте товаров. Если такие товары массово ввозятся без уплаты пошлин, это создает неравные условия для местных производителей. Такая мера может подтолкнуть развитие внутреннего производства, ведь если доступ к импортным товарам усложняется, возникает мотивация производить аналогичные товары внутри страны», — комментирует решение ТК эксперт Центра прогрессивных реформ Икбол Касимов.
Эксперт добавляет, что сокращение объемов ввоза через частные каналы может привести к улучшению качества товаров, так как усилится контроль за тем, что именно поступает на рынок.
Ограничения есть, лазейки остались
Лимит в $200 не решает проблему серого импорта, такова позиция Ассоциации электронной торговли Узбекистана. Лазейка для коммерческих перевозок под видом обычных не закроется, а лишь немного сузится. Теневые импортеры будут дробить поставки на более мелкие партии и увеличат число получателей.
Представители отрасли подчеркивают, что лимит не покрывает даже малых партий импорта. Предприниматели, работающие легально, будут платить и пошлину, которая при превышении порога составит 30% от инвойсной стоимости, и НДС. Это ставит их в невыгодное положение по сравнению с физлицами, работающими без регистрации.
Кроме того, по мнению ассоциации, такое решение создает дополнительный барьер для наращивания объемов малого импорта. Оно не дает курьерским компаниям автоматизировать таможенное оформление товаров по принципу «единого окна». Это увеличивает издержки на процедуру и требует сбора личных данных.
Однако главред Logistan.info Григорий Михайлов считает, что сбор данных клиентов — это технический вопрос, который можно решить без особых затруднений, а для отслеживания отправлений компании, которые занимаются доставкой и логистикой, используют реестры почтовых отправлений.
А что государство?
«С одной стороны, увеличение количества товаров, облагаемых пошлиной, означает рост доходов бюджета. Чтобы оценить это влияние более точно, нужно провести анализ — сколько товаров ввозится, сколько из них попадает под новые ограничения, и сколько дополнительных поступлений получит бюджет. С другой стороны, с социальной точки зрения эффект может быть не таким заметным. На практике люди находят пути обхода ограничений», — рассуждает эксперт Центра прогрессивных реформ Хаёт Сайдалиев.
В Ассоциации электронной торговли уверены, что государство также в итоге останется в накладе. Бюджет продолжит терять сотни миллиардов сумов на недополученных сборах и НДС из-за серых схем и ограничения деловой инициативы честных предпринимателей.
Международный опыт
В Таможенном комитете подчеркивают, что даже сниженный лимит остается довольно лояльным на фоне других стран. Так, лимиты беспошлинного ввоза товаров через курьерские службы составляют:
- в Китае — $288;
- в Южной Корее — $150;
- в Грузии — $125;
- в Украине — €100;
- в Великобритании — $188;
- в странах ЕС — от $41 до $175;
- в Турции — $79.
Причем в этих странах дополнительно взимается НДС в полном объеме, тогда как в Узбекистане — нет.
Однако нельзя забывать о разнице в доходах населения, а также уровне развития местного производства и цифровой инфраструктуры. В государствах ЕС, Великобритании или Южной Корее уровень доходов выше, и потребительская модель иная. Значительная доля товаров приобретается через локальные платформы, а не из-за рубежа.
Кроме того, в этих странах действуют автоматизированные налоговые платформы, где НДС и пошлины собираются на этапе покупки, а не по факту доставки. Это снижает административную нагрузку и позволяет государству лучше контролировать импорт. В Узбекистане такой системы пока нет и любое усиление контроля ложится на плечи логистов и потребителей.
Именно на международный опыт ссылается Ассоциация электронной торговли, когда предлагает отменить лимит и ввести единый таможенный сбор в размере 12–15% от стоимости посылок. Сбор будут взимать курьерские компании, а покупателям больше не нужно будет самим оформлять декларации.
По мнению ассоциации, такая система упростит малый импорт и онлайн-торговлю, увеличит налоговые поступления, поможет легализовать перепродажи и поддержит честный бизнес.
Чего ждать потребителям
«Снижение порога не окажет существенного влияния на объемы заказов на нашей платформе: более 90% наших клиентов в Узбекистане в среднем тратят меньше $200 в месяц», — ответили на запрос Kursiv Uzbekistan в местном представительстве Ozon.
В маркетплейсе отметили, что покупатели продолжат получать уведомления о превышении лимита и необходимости оплаты таможенной пошлины. Эта пошлина не включена в стоимость товаров на Ozon.