
Сох — анклав Узбекистана в горах Кыргызстана, где на небольшой территории живут 87 тыс. человек. Здесь выращивают картофель, кукурузу и уникальный шафран, а жители ежедневно пересекают границу ради учебы, работы и торговли.

После приграничного конфликта из-за воды с соседним кыргызским аулом, который произошел в мае 2020 года, власти Узбекистана обратили на Сох особое внимание.
В регионе начались преобразования: строятся новые дороги, дома и школы. Однако статус анклава по-прежнему создает много проблем, и жители Соха с нетерпением ждут их решения.
Издание Kursiv Uzbekistan решило узнать, как меняется жизнь людей в Сохе, о чем они мечтают и каких перемен ждут.
Время шафрана

Над высокогорными селами Соха забрезжил рассвет. Дует свежий ветерок, в воздухе разносится тонкий аромат шафрана, растущего на склонах. Этот цветок начали выращивать здесь совсем недавно и возлагают на него большие надежды. Из него получают редкую и ценную пряность.
Фермер Рашод Одилбоев осторожно проходит между рядов, стараясь не повредить хрупкие лепестки. Шафран — его гордость: именно он первым начал выращивать его в Сохе.
Раньше фермер выращивал картофель и кукурузу. Со временем понял, что даже небольшой участок с шафраном принесет ему больше, чем традиционные сельхозкультуры.

«В 2022 году я попробовал посадить шафран на своем приусадебном участке — всего на двух сотках земли. Изучил все, что смог найти об этой культуре в интернете. Когда продал первую партию урожая, понял, что у этого дела есть будущее», — вспоминает фермер.
Уверенность подтолкнула его к следующему шагу. Местные власти выделили ему 12 гектаров давно пустующей земли. Сейчас под шафран занято пять гектаров. Оставшаяся площадь ждет своей очереди, готовая к будущим посевам.

В его кооперативе трудятся 18 постоянных сотрудников. В сезон их число возрастает до 70–80 . Люди собирают цветы, сушат и очищают вручную.

Сейчас в жизни небольшого хозяйства начинается новый этап — впервые заключен экспортный контракт с Кувейтом. В середине октября в эту далекую страну отправится пробная партия — 20 кг шафрана.
«Когда мы только начинали проект, препятствий было очень много. Приходилось часами стоять на границе, пока кыргызстанские пограничники и таможенники оформляли документы», — рассказывает Рашод.
Ситуация, хоть медленно, но меняется. Новый аэропорт, упрощенные таможенные посты и улучшенные отношения с соседями сделали работу фермеров и дехкан проще.
«Моя мечта — чтобы шафран выращивали как можно больше фермеров. На него всегда есть спрос», — говорит фермер.
И правда, мягкий климат Соха и достаток воды создают отличные условия для выращивания шафрана.
Горная картошка, долгая дорога

На небе тучи, пасмурно. Урожай осенней картошки нужно собрать как можно скорее — в горах дожди начинаются внезапно и мешают работе. В свои 70 лет дехканин Субхонберди Мавлонов выходит в поле вместе с рабочими.
Картошку ждут в Фергане, Риштане и Коканде. Основная рабочая сила — женщины. Они собирают клубни, складывают их в сетки по 10–15 килограммов и оставляют у края грядок, чтобы их можно было быстро погрузить в машину.
Субхонберди работает на земле уже 25 лет. В его хозяйстве выращивают кукурузу, морковь и лук, но главный урожай — картофель.
Картофель он продает напрямую покупателям. Доставить его на рынки соседних районов непросто: приходится пересекать границу с Кыргызстаном.
«На границе несколько часов проверяют документы. Это утомительно и иногда мешает доставлять продукцию покупателям вовремя», — говорит дехканин.
Проблем с водой в хозяйстве почти нет, лишь изредка возникают трудности. Для полива используют воду из горной речки.

Субхонберди уверен, что Сох может кормить всю долину. Но для этого, по его словам, нужно упростить вывоз картошки в соседние районы.
Путь из Соха: учиться, чтобы сохранить язык

Путь из Соха в Фергану для Дильфузы Усмановой — больше, чем просто дорога. Чтобы попасть на занятия в университет, ей приходится пересекать два кыргызских и два узбекских таможенных поста и преодолеть около 30 км по территории Кыргызстана. Иногда на границе образуются очереди, и тогда поездка затягивается на несколько часов.
Дильфуза учится на четвертом курсе факультета таджикской филологии Ферганского университета. После школы она решила стать учителем таджикского языка и литературы — в Сохе таких педагогов становится все меньше, а школ с таджикским языком обучения — единицы.
«Я хочу, чтобы дети не теряли связь со своей культурой и родным языком», — говорит она.
Дильфуза поступила на грант, который государство выделило специально для молодежи из Соха. Эта программа появилась после трагических событий 2020 года и предусматривает 500 бюджетных мест в вузах страны.
Благодаря квотам доля студентов из Сохского района выросла с 5 до почти 30%. Для девушек из традиционных семей, которым трудно уехать далеко от дома, это стало настоящим шансом получить образование и профессию.
Медиа Соха: как анклав говорит сам за себя
Содик Тохиров — редактор единственной газеты Соха «Садои Сух» («Голос Соха»). Сегодня ее тираж составляет 700 экземпляров. Содику 64 года, он уже на пенсии, но продолжает работать — заменить его пока некому.

Молодые журналисты не спешат устраиваться в редакцию из-за низкой зарплаты. Газета выходит больше полувека и остается главным источником новостей о жизни анклава.
В Сохе работает и телеканал «Сох ТВ», который вещает на узбекском и таджикском языках. Его главный ньюсмейкер — Джахонгир Собиров. Из его репортажей в «большом» Узбекистане узнают, чем живет регион.
«Главная проблема Соха — безработица среди молодежи. Многие уезжают на заработки в Россию, и переводы мигрантов становятся основным источником дохода для семей», — говорит репортер.
Некоторые молодые семьи переезжают в другие регионы Узбекистана. Тем, кто хочет остаться и заниматься сельским хозяйством, власти выделяют землю от 10 соток до одного гектара.
«Таким образом мы стараемся обеспечить население работой. Проблема в том, что в Сохе нет промышленности», — утверждает замхокима Муслимбек Мавлонбеков.
По словам чиновника, в планах — развивать в анклаве санаторно-курортное направление и агротуризм.
Связь с материком

В ноябре 2021 года в Сох прибыл первый пилотный рейс из Ферганы. Сейчас самолеты летают 3–4 раза в неделю, однако основное сообщение с материковой частью страны по-прежнему идет по автомобильной трассе.
Для серьезного лечения, сдачи анализов или операций приходится ехать в Фергану или Коканд. Даже за одеждой, бытовыми товарами и удобрениями жители вынуждены пересекать границу.
«Существует очень короткая дорога в Учкуприкский район — всего семь километров через территорию Кыргызстана. Было бы идеально открыть коридор и убрать все пограничные посты, тогда поездки для жителей Соха стали бы гораздо проще», — говорит Мавлонбеков.
Некоторые изменения в пересечении границы все же происходят. С 1 сентября жители Узбекистана и Кыргызстана могут переходить границу по национальным паспортам или ID-картам, что немного облегчило дорогу.