Lifestyle

Дизраптор расправил плечи: какое будущее нам готовит искусственный интеллект

Елена Кунакова. Фото IT Park

В Ташкенте завершил работу форум ICT Week, собравший ведущих представителей в IT и телекоме со всего мира. Эксперты обсуждали цифровое будущее Узбекистана, и какое место республика может занять в стремительно меняющейся digital-архитектуре мира.

Одним из трендов ICT Week-2025 стало развитие искусственного интеллекта. О том, как ИИ меняет рынок, какие возможности открываются для Узбекистана и почему вовлечение женщин в IT становится важным фактором развития отрасли, поговорил корреспондент Kursiv Uzbekistan с директором по работе с аудиторией и e-commerce в Microsoft AI Еленой Кунаковой. 

Digital по новым правилам 

— Елена, сегодня только ленивый не говорит о новой эре ИИ. Он уже пробрался практически во все сферы экономики. Кто-то паникует, а кто-то наоборот в связи с этим видит новые возможности. Как искусственный интеллект меняет правила игры в e-commerce и digital employment?

— Искусственный интеллект — это мощный дизраптор (разрушитель – прим. ред.), который меняет паттерн поведения людей. Раньше мы что делали, когда хотели что-то узнать? Мы открывали Google, вбивали запрос, искали, кликали по ссылочкам. Сейчас стремительно мы переходим в чатовую форму, где конечным итогом является то, что тебе чат дает сразу ответ, а не ссылки.

Елена Кунакова: «Переход от поисковых систем к чат-ботам меняет правила игры в e-commerce и онлайн-медиа». Фото IT Park

Все это очень удобно и легко, однако есть и обратная сторона. Вся экосистема интернета существует на средства от рекламы. Целые бизнесы генерируют контент, чтобы его монетизировать за счет перехода пользователя по ссылкам. Что же будет, когда пользователь перестанет переходить по ссылкам? Как изменится сценарий, монетизация? Все это вызывает только вопросы. Крупные игроки чувствуют серьезную угрозу, а традиционные СМИ, большие медиахолдинги относятся к этому настороженно и сильно сопротивляются. Но при этом хотят участвовать в данном процессе. Но как?

Это и есть дизрапт: понятно, что все будет меняться, но каким образом? Где там деньги? И будет ли такой же уровень монетизации?

Вместе с этим рынком меняется и сценарий e-com. Со временем молодежь, и особенно дети, уже не будут знать других сценариев, кроме как спросить у чата, с которым ты общаешься как со своим персональным помощником и вообще ему доверяешь. И вот как суметь сохранить доверие и внедрить какую-то платность? Над этим вопросом сейчас бьются все корпорации.

Традиционный бизнес прекрасно понимает, что потребление будет переходить в форму консультации с экспертом, а со временем с агентом, условно, например, стилистом, который знает твои размеры, предпочтения, ещё и, допустим, следит, как у тебя меняется твоё персоналити. И сам тебе покупает, говорит: «пора белые футболки менять», «короткие носки больше не в моде, носи длинные». То есть со временем это будет проактивная какая-то штука в виде хорошего, качественного персонального ассистента. Скорей бы.

— На ваш взгляд, какие технологии ИИ в ближайшие 3-5 лет станут ключевыми?

— На мой взгляд, пока будут развиваться чат-боты общего назначения. Мы все больше будем пользоваться ChatGPT, Google Gemini, Android GPT и тд. Будут появляться и какие-то более продвинутые сценарии в каждом из них. Но пока они все ещё далеки от того, чтобы быть вот этим классным, доверенным представителем. 

Поэтому пока все это будет наращивать железные мощности, на которых будут крутиться вот эти супертяжелые, суперумные модели. И они, в свою очередь, тоже будут становиться тяжелее и умнее, в том числе, с учетом локальной специфики. 

«Узбекистан обладает талантами мирового уровня и может стать площадкой для пилотных AI-проектов». Фото IT Park

Узбекистан: от болей пользователя к лидерству 

— Кстати, о локальной специфике. Как вы считаете, может ли Узбекистан стать площадкой для пилотных AI-проектов в регионе?

— Однозначно, да. Я думаю, что кто угодно может, было бы желание. Я здесь плотно общалась с компанией Uzum, и я могу с абсолютной уверенностью на 100% сказать, что качество талантов здесь, как минимум, сравнимо, а может быть и выше мирового уровня. 

На самом деле страны СНГ за счёт общности культуры, языка – это уникальное пространство, и каждая конкретно страна имеет огромное преимущество бежать быстро, делать классные технологические штуки с поддержкой местного правительства и для местного рынка. Это действительно открывает множество дверей, и есть возможность сделать реально клёвые, крутые инновации. А Узбекистан с таким большим населением имеет все шансы быть лидером на локальном рынке.

— А в какой именно сфере IT Узбекистан, на ваш взгляд, может выстрелить?

— На самом деле, посетив ICT Week, я осталась в восторге от масштаба и понимания того, куда страна сегодня направляет свой фокус. И это классно. Однозначно нужно продолжать инвестировать в это направление. У Узбекистана есть все шансы стать лидером и задавать тренды на этом рынке.

На мой взгляд, бесполезно сейчас говорить о какой-то одной области. Прежде всего, необходимо создать такую инфраструктуру, чтобы различные стартапы не боялись пробовать. Только в такой суматохе и переплетении идей рождаются настоящие самородки, которые создают какие-то глобальные продукты и меняют все вокруг. А сейчас, скорее, надо идти от боли пользователя, чем от какого-то общего размышления и как можно скорее решать эти вопросы. 

Здесь в Узбекистане, как и в любой другой стране, я думаю, полно талантов. И важно именно организовывать инфраструктуру, систему поддержки, систему, в которой люди не будут бояться пробовать, именно в этих пробах и будут рождаться звезды и большие классные штуки. 

«Uzum за три года стал единорогом и примером для IT-рынка Центральной Азии». Фото: IT Park

Следовать за единорогом

— В Узбекистане уже появляются такие звезды на рынке IT, которые уже заглядывают далеко за пределы страны. Например, Uzum, который не только полностью переформатировал рынок e-commerce и финтеха, но и активно транслирует свои амбиции вне Узбекистана. Как вы оцениваете роль таких игроков для будущего страны и в глобальном плане?

— О, это фантастика. Я человек с более-менее состоявшейся карьерой, но они (Uzum-прим. ред) меня вдохновляют. Сами подумайте, компания за три года стала единорогом и сделала жизнь огромного числа людей легче и полезнее. Я считаю, что они являются классным примером для большого количества людей и, прежде всего, молодёжи в Узбекистане. И таких компаний должно быть больше. Я очень желаю Узбекистану, чтобы с каждым годом количество подобных примеров только увеличивалось. 

Ценности общие – команда единая

Елена, не могу не задать вам вопрос, а скорее даже спросить у вас совета. Какие лидерские качества помогают управлять командами в этой сфере?

— Я верю в построение команды через общие ценности. Долгое время в моей карьере я была таким успешным execution-человеком, который все делал, у которого все получалось. И мне все эти ценности были абсолютно неинтересны. 

Но в какой-то момент я поняла, что стабильный круг людей, с которыми у вас есть взаимопонимание, с которыми вы двигаетесь в одном темпе,  и при этом он не разваливается, такая общность формируется только за счёт каких-то общих ценностей. 

Есть такое понятие «корпоративный бежевый», когда ты такой весь корпоративный, такой весь вежливый. Я не такой человек. Я активно показываю свою индивидуальность, активно пытаюсь транслировать свои ценности: честность, прозрачность, меритократию, ценность того, что мы с вами вместе решаем проблему, а не так, что где-то я, а где-то команда. 

Оглядываясь на свой опыт, я понимаю – это хорошо работает, причем везде, будь то в России или США. Потому что люди везде одинаковые. А построение команды на общих ценностях позволяет гораздо ближе формировать connection с людьми, которые разделяют их. 

Общие ценности – это хорошая основа для команды. Да, руководитель может не транслировать ценности, но обладать мощной экспертизой и тащить всю команду. Однако если его вытащить из этой команды, то она развалится. А там, где общие ценности, которые объединяют каждого участника, уход руководителя или кого-то еще никак не скажется на работоспособности этого коллектива. 

«Вовлечение женщин в IT-сферу становится ключевым фактором устойчивого развития отрасли». Фото IT Park

Быть ролевой моделью для самой себя

— В Узбекистане сегодня все больше девушек, которые развиваются в IT, где преобладают мужчины. Какой совет могли быть дать своим коллегам-девушкам?

— Вы совершенно правы. Я долгое время была вне этой повестки, но это невозможно не замечать – на всех больших совещаниях, на крупных договорных встречах большинство — мужчины. Я пыталась разобраться, почему так. И очень часто женщины в таких ситуациях представлены для репрезентативности…

Я советую всем девушкам, которые хотят строить карьеру и расти, искать для себя ролевые модели и видеть, что это возможно. В конце концов, самим выступать этой ролевой моделью. Знать себе цену и никогда не сдаваться.