Почему Жапаров отстранил Ташиева и что дальше ждет Кыргызстан

Заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров и теперь уже бывший глава ГКНБ Камчыбек Ташиев. Фото: АКИpress

Отставка главы ГКНБ Камчыбека Ташиева стала итогом трансформации системы власти в Кыргызстане после 2020 года. О причинах этого решения и возможных сценариях развития ситуации рассуждает заведующий сектором Центральной Азии Института мировой экономики и международных отношений РАН Станислав Притчин.

Распад правящего тандема

Нынешняя развязка ситуации в Кыргызстане, при которой один из участников правящего тандема, пришедшего к власти в 2020 году, воспользовался отъездом другого и перехватил основные рычаги управления, была во многом прогнозируемым финалом. Любой тандем рано или поздно распадается в силу противоречий внутри сложившейся управленческой конфигурации.

Другой вопрос заключается в том, что в связке Жапаров–Ташиев Садыр Жапаров в определенной степени считался более слабым игроком. Несмотря на то что он формально является первым лицом в государстве, в последние несколько лет мы наблюдали системное усиление Камчыбека Ташиева.

Восхождение Ташиева

Возглавляя главную спецслужбу Кыргызстана, Ташиев последовательно расширял свои полномочия — как аппаратно, так и за счет усиления присутствия своих сторонников в бизнесе, контроля над ключевыми объектами и в силовом сегменте.

Мы видели системное усиление ГКНБ, которая в свое время сосредоточила в своих руках контроль над пограничной службой, часть полномочий Генеральной прокуратуры и отдельные функции Агентства по исполнению наказаний.

Можно без преувеличений сказать, что до вчерашнего дня ГКНБ представляла собой суперспецслужбу с огромным объемом полномочий и контролем над множеством аспектов общественно-политической жизни.

Системное усиление позиций сторонников Камчыбека Ташиева наблюдалось и в парламенте, где их представительство от созыва к созыву последовательно росло, а также на региональном уровне.

По мере того как Камчыбек Ташиев наращивал свое влияние, пространство влияния Садыра Жапарова объективно сокращалось. Это создавало ситуацию неопределенности как для самого президента, так и для его команды. Даже несмотря на его заявления о намерении участвовать в следующих президентских выборах, часть медиа и экспертов, ориентированных на Ташиева, относилась к этим заявлениям скептически.

Ход королем

В итоге мы увидели, что Садыр Жапаров решил воспользоваться отсутствием Камчыбека Ташиева в стране и своими конституционными полномочиями. Он сместил Ташиева и его заместителей, а также провел реформирование ГКНБ, выделив из ее структуры службу государственной охраны и подчинив ее напрямую президенту.

Кроме того, из подчинения ГКНБ была выведена пограничная служба, которая стала самостоятельным ведомством.

Тем самым глава государства кардинально демонтировал тот набор полномочий, который был сконцентрирован в руках ГКНБ.

На уровне заместителей также в настоящее время ведется системная работа по замене кадров, ориентированных на Ташиева, на более лояльных Жапарову игроков.

Северу нужен Юг

Как ситуация будет разворачиваться дальше — во многом вопрос последовательности дальнейших шагов. Безусловно, шаг, сделанный Садыром Жапаровым, был системным и достаточно сильным. Вернуться на прежний уровень влияния Камчыбеку Ташиеву без прямого политического противостояния с президентом будет крайне сложно.

Многое будет зависеть от того, удастся ли северянину Жапарову заручиться поддержкой ряда южных кланов. В случае успеха он сможет сформировать коалиционное правительство с участием представителей этих элитных групп и тем самым стабилизировать ситуацию, компенсировав отсутствие Ташиева и его широкой сети влияния.

Сложный выбор

Сейчас ходят разговоры о том, что, возможно, будут объявлены досрочные президентские выборы. Если Жапарову удастся исключить участие в них Ташиева или кого-то из его сторонников, это позволит ему перезагрузить политическую систему, создать единый центр принятия решений в лице президента и сформировать совершенно иную конфигурацию власти.

В этом случае после выборов он сможет выступать в роли единоличного руководителя, опирающегося на поддержку населения и обладающего высокой легитимностью для самостоятельного управления страной.

Первоначальной задачей для него сейчас является стабилизация ситуации и выстраивание коалиции с другими игроками, ранее вытесненными из системы власти, для формирования временного коалиционного правительства, в котором он, разумеется, будет ключевым актором.

Насколько устойчивой окажется эта новая конфигурация, будет напрямую зависеть от того, насколько успешно ему удастся нейтрализовать угрозы со стороны Ташиева и его сторонников.

Материалы по теме
Азад Каррыев
Азад Каррыев
Незаконные новостройки: как массовые проверки влияют на рынок жилья и что делать покупателям
Как ситуация с выявлением в Узбекистане 38 тыс. тыс. незаконно построенных квартир, скажется на рынке недвижимости рассказал директор по корпоративным коммуникациям Golden House Азад Каррыев.