В Казахстане создается международный биотехнологический холдинг
Инвестиционный банкир, основатель бренда Al Karal, совладелец ГК Black BioTechnology Асем Кенжебек и ее партнеры-инвесторы начинают строительство в Алматы нового завода по производству биологических кормовых добавок и органических удобрений на базе гуминовых веществ. В рамках международной стратегии развития группы компаний планируется создать еще несколько площадок в Турции, России, Узбекистане, объединив их к 2024 году в холдинг.
Стоимость инвестиционной программы оценивается в $100 млн. Проект прошел первый раунд привлечения инвестиций, идет подготовка ко второму. Продукцией Al Karal уже заинтересовались компании из США и Китая.
Казахстан находится на шестом месте в мире по запасам бурого угля после Германии, Австралии, США, Китая и Сербии, приводит данные World Energy Council. Запасы Казахстана оцениваются в 12,1 млрд тонн. Гумин добывается из леонардита – окисленного длительным выветриванием лигнита (компонент бурого угля, образуется под низким давлением из торфа) – и выглядит как мягкая блестящая восковая масса черного или коричневого цвета. По причинам низкой энергетической плотности и высокого содержания влаги перевозка бурого угля на большие расстояния нецелесообразна. Поэтому обычно бурый уголь используется для производства электроэнергии вблизи регионов добычи, и лишь небольшой объем бурого угля применяется для выпуска гумина.
Уникальный уголь
«Про гуминовые вещества мир знает сотни лет. В животноводстве они активно используются австралийскими, канадскими, американскими и европейскими фермерами последние 60 лет, – рассказывает Асем Кенжебек. – Гумины состоят из двух видов кислот: гуминовой и фульвовой. При этом в иностранных аналогах мы не увидели ни одного продукта, где фульвовая кислота (а она самая полезная в гумине) доходила бы до содержания более 20%. У большинства 20% – это фульвовая кислота, 80% – гуминовая; в Al Karal 65% – фульвовая кислота, 35% – гуминовая.
Фульвовая кислота является природным антибактериальным, антивирусным препаратом, гепатопротектором, кроме того, ее еще называют транспортным средством для клеток. Например, кишечник животного переваривает не все съеденное сено, а лишь часть; а если добавить фульвовую кислоту в рацион, то она доставит микроэлементы прямо к мембране клетки животного и на обратном пути заберет из нее соли тяжелых металлов, остатки антибиотиков, радионуклиды и токсины. Таким образом, эффективность и питательность любого корма увеличивается».
Леонардит – это побочный продукт добычи бурого угля и обычно сваливается рядом с месторождением в огромные отвалы, или терриконы. Мало того, что производство гумина является безотходным, он сам добывается из отходов угольных разрезов.
«Казахстанский бурый уголь считается одним из лучших в мире для извлечения гумина, – говорит Асем. – Плюс у нас есть оригинальный рецепт производства, в котором инженеры учли каждую минуту процесса, температурный режим и многое другое. У нас, как у Coca-Cola, оригинальную формулу продукта знает ограниченный круг лиц, это наше ноу-хау».
Четыре направления
Потенциал рынка гуминовых продуктов в деньгах до конца не посчитан из-за шквального спроса со стороны потребителей и новых областей глобального пищепрома, где эти продукты находят применение. Ведь из гумина делают добавки не только для животных и растений, но и для человека. Поэтому Асем Кенжебек с инвесторами структурируют свой бизнес в международный холдинг, определив четыре основных направления.
Первое направление – Al Karal Bio – это добавки для сельскохозяйственных животных и птицы, которые сегодня выпускаются в сухом и жидком виде на собственной научно-экспериментальной базе объемом несколько десятков тонн в месяц. Здесь были подтверждены научные гипотезы, проведены и проводятся успешные полевые испытания гумина. Существующие объемы производства не удовлетворяют растущий спрос, и в Black BioTechnology приняли решение строить еще несколько заводов в Казахстане и за рубежом; общая стоимость инвестпрограммы на несколько лет оценивается более чем в $100 млн.
«Недавно мы получили земельный участок в Индустриальной зоне Алматы, на котором в 2022 году начнется строительство завода, – делится планами Асем. – В этом проекте предполагается использование собственного капитала и привлечение финансирования».
Закончить строительство завода в Казахстане планируется во второй половине 2022 года. Новая площадка будет создаваться в несколько этапов, и на первом даст около 500 тонн продукта в месяц, или 6 тыс. тонн в год, – это лишь 2% от потребностей казахстанского рынка только для КРС, а еще есть птица, лошади, овцы и другие сельскохозяйственные животные. Это говорит о большом потенциале рынка гуминовых продуктов в республике.
Попутно Асем Кенжебек ведет работу по получению участка и разрешений на возведение такого же завода в Узбекистане, который начнут строить в 2023 году. Власти Узбекистана заинтересованы в таком производстве и оказывают содействие по всем вопросам, потому что оно согласуется с их концепцией органического животноводства и растениеводства. Еще один завод появится в России, вероятно, в Татарстане, и еще один в Турции. На казахстанской, узбекской, российской и турецкой площадках помимо направления Bio будет производиться линейка Al Karal Herb для растениеводства.
Второе направление – это Al Karal Herb – гуминовые продукты для растениеводства.
«Мы протестировали наши добавки на крупнейших косточковых садах в Алматинской области, – рассказывает Асем. – Там было очень депрессивное состояние деревьев, которые начали бурно восстанавливаться через неделю после напыления Al Karal. Эта же компания теперь просит нас сделать препарат для ягод, в частности голубики и клубники. Для выращивания голубики нужен низкий рH воды и земли – это дает Al Karal, попутно спасая растения от тли и других вредителей. Также гуминовые препараты используются для восстановления истощенных земель и для обработки семян».
Третье направление – Al Karal Pets – продукция на базе гумина для домашних животных. Эксперты утверждают, что мировой объем рынка по этому направлению перевалил за $100 млрд и продолжает расти.
«Скорее всего, эти заводы будут от известного бельгийского производителя оборудования по выпуску кормов для кошек и собак – они мировые лидеры в этом вопросе. Технология, рецептура и экспертиза у бельгийцев формировались десятилетиями. Первый этап производства по приготовлению сухого корма потребует инвестиций около $10 млн, – говорит Асем. – На своей научно-экспериментальной базе мы делаем биодобавки для кошек и собак. По направлению Pets у нас несколько продуктов, которые потребителю сегодня интересны, – запросы идут со всего мира, недавно были переговоры с Гонконгом, а пять китайских офтейкеров уже сейчас готовы подписать контракты, ждать, когда мы достроим заводы и готовы выкупать весь объем еще не произведенных нами кормов на базе гумина».
Четвертое направление – Al Karal Human – это линейка для людей. Асем говорит, что в настоящее время ее команда занята вопросом выхода на рынок США и получением соответствующих американских сертификатов (FDA). Группа компаний Black BioTechnology получила запрос от американской компании, которую интересует линейка из более чем 10 продуктов на базе гумина для людей.
Деньги и люди
«Мы с партнерами видим большую биотехнологическую компанию с сильной наукой (RnD), блоком международного маркетинга, которую планируем построить к 2024 году, – пояснила Асем Кенжебек. – С финансированием проблем нет, мы рассматриваем сейчас различные варианты, в том числе не исключаем привлечение акционерного капитала».
По ее мнению, вопрос качественных кадров в сельхознаправлении стоит острее привлечения финансирования в ее проект.
«Не хватает сильных маркетологов в агросекторе, ведь в Казахстане нет каких-то бенчмарков, на кого можно ориентироваться в плане продвижения кормовых добавок. В Казахстане существует большой провал в развитии ветеринарии, люди вообще не понимают, зачем нужны биодобавки для животных», – отмечает Асем.
Интернет-маркетинг работает слабо, потому что основной потребитель добавок в Казахстане находится в регионах – это фермеры, которым иногда денег не хватает на корма животным.
«Около 80% наших клиентов – это не организованные предприятия, а мелкие фермы и подворья. Иногда в аулах даже света нет, не то что интернета. Соответственно, мы туда едем, объясняем, делаем тесты, показываем результат – это настоящая просветительская работа, – делится Асем Кенжебек. – Кроме того, использование гуминовых добавок в агропромышленном комплексе Казахстана – это вопрос продовольственной безопасности страны, а также стимулирования несырьевого экспорта».
{«preview_thumbnail»:»/sites/default/files/styles/video_embed_wysiwyg_preview/public/video_thumbnails/lnJZS_9D6D4.jpg?itok=UvNHN7rA»,»video_url»:»https://www.youtube.com/watch?v=lnJZS_9D6D4″,»settings»:{«responsive»:1,»width»:»854″,»height»:»480″,»autoplay»:0},»settings_summary»:[«Embedded Video (Адаптивный).»]}