Государственный налоговый комитет оценил Теневую экономику в Узбекистане в 245 трлн сумов, сообщает пресс-служба ведомства.
В комитете отмечают, что этот показатель составляет 48% от всего ВВП республики. Теневая экономика сохраняется за счет торговли без выдачи чеков и отказа применения терминала при оплате, считают в ГНК.
В комментарии «Курсиву» экономист-аналитик Игорь Цой отметил, что основная причина сохранения высокой доли теневой экономики – это неправильное ведение экономической политики. По его мнению, сохранение высокого уровня коррупции способствует «серой» деятельности.
«Низкий уровень законности — еще одна причина широких масштабов теневой экономики. Произвол чиновников, «телефонное право», несоблюдение законности субъектами права и отсутствие независимой системы судопроизводства вынуждают предпринимателей уходить в тень», — подчеркнул Цой.
Эксперт считает, что в условиях широкого администрирования экономики рынок не способен самостоятельно планировать деятельность на долгосрочную перспективу. Это приводит к тому, что часть бизнеса предпочитает вести свою деятельность в неформальном секторе.
Напомним, для борьбы с теневой экономикой в Узбекистане разработана специальная стратегия. В нее включена разработка Портала государственных закупок, внедрение антикоррупционной экспертизы инвестпроектов, проведение внутреннего финансового контроля. В план борьбы с теневой экономикой также входит создание рейтинга коррупции для госорганов, предприятий и регионов.
По данным Международной негосударственной некоммерческой организации BUYUK KELAJAK, в 2019 году размер теневой экономики в Узбекистане составил до 50% к ВВП с годовыми потерями в размере $16-17 млрд. С таким показателем Узбекистан расположился на 152 месте среди 159 стран мира в рейтинге МВФ.