Новости

Что поможет экономике Узбекистана преодолеть последствия пандемии

Мнение независимого экономиста Абдуллы Абдукадырова

Экономика Узбекистана подверглась сильным изменениям в связи с пандемией коронавируса. В новых непростых условиях было важно то, как государство справляется с трудностями, какие меры поддержки принимает для того, чтобы и население, и бизнес выжили в данной форс-мажорной ситуации. Но самое главное – что власти могут предложить для выхода из возникшего кризиса.

Сейчас, по прошествии времени, очевидно, что многих ошибок, которые были допущены, особенно в начале пандемии коронавируса, можно было бы избежать. К примеру, среди антикризисных мер приоритет получили те направления, где была высокая коррупционная составляющая, а эффективный контроль за целевым использованием средств стал труднореализуемой задачей.

Наибольшую критику со стороны населения власти получили из-за бездействия в части финансовой помощи гражданам во время самого сложного, первого карантина. Люди, оставшиеся без источников дохода, оказались один на один со своими трудностями. Выплачиваемые сейчас компенсации слишком запоздали. Масла в огонь подлила ситуация с различными махинациями, которые были выявлены при выплатах этих средств. Из общего количества нуждающихся в прямой помощи, а это 5 млн человек, только около миллиона ее получают, и то с большими трудностями.

Бизнесу также были предоставлены льготы, которые не могли стимулировать возобновление деятельности в короткие сроки. Анонсированные правительством и ЦБ меры по выплате дешевых оборотных средств, к сожалению, так и остались на бумаге, поскольку у банков собственных денег на выдачу «дешевых», да и других кредитов уже нет.

В октябре срок оплаты кредитов, налогов, по которым была предоставлена отсрочка. Предполагаю, что административный аппарат, налоговики и банки предпримут все усилия, чтобы собрать эти платежи. Хотя очевидно, что бизнес еще не восстановился, а население не имеет достаточных сбережений, поэтому выполнять свои налоговые и кредитные обязательства им будет очень проблематично.

Работа в зачет

Конечно, ряд мер можно отнести в зачет деятельности правительства. Это в первую очередь создание Антикризисного фонда, куда были мобилизованы значительные ресурсы. Объявление жесткого карантина помогло сдержать распространение болезни и получить время для подготовки системы здравоохранения. Налоговые льготы отдельным бизнес-структурам и выборочным отраслям, а также послабления для малого предпринимательства в виде отсрочек по выплате кредитов и других платежей имели важное значение и дали небольшой положительный эффект.

Пандемия не пройдет бесследно и будет иметь тяжелые последствия. По моим прогнозам, падение реального ВВП к концу года может достичь 3,2%, дефицит бюджета без заимствований составит 6% от ВВП, уровень инфляции вырастет до 13% годовых, а количество малых и средних предприятий сократится на 23-25%. Сюда же можно добавить увеличение курса доллара, рост числа безработных и уровня бедности в стране.

Вложить и получить

Спасением в сложившейся ситуации может стать активная инвестиционная политика государства. Но здесь необходимы реформы для привлечения больших средств.

Сейчас степень либерализации экономики Узбекистана, если измерять ее долей реального частного сектора в объеме ВВП, составляет порядка 40%. А с учетом административного влияния государственных органов на операционную деятельность, а также трудностей, связанных с получением всяких разрешений и лицензий, уровень будет еще ниже.

К сожалению, пока экономическая политика государства недостаточно отвечает интересам инвесторов. Бизнес, который вкладывает свои средства, платит огромные проценты, чтобы вывести деньги для собственных нужд. В реализации даже мелких проектов инвесторы не могут рассчитывать на помощь банков и инвестфондов, при этом цена доступа к инфраструктуре в виде энергии, водоснабжения, дорог и т.д. совсем не маленькая. Самое поразительное, что в стране, где порядка 13% официально безработных граждан, стоимость рабочей силы достаточно высокая, потому что жизнь в городах Узбекистана недешевая.

Запрос на интеграцию

Несмотря ни на что, инвесторы, особенно зарубежные, активно проявляют интерес к экономике республики. И даже в нынешних непростых условиях сохраняется ряд отраслей, привлекательных для вложения капитала. Это касается фармацевтики, производства предметов гигиены, строительных материалов, IT-отрасли, особенно в банковской сфере (e-commerce) и технологиях, связанных с деятельностью госорганов (система e-government), а также в ювелирной отрасли и строительстве.

Активность на рынке Узбекистана сегодня проявляют многие зарубежные страны. Но у инвесторов из соседних государств и особенно Казахстана есть ряд преимуществ для активного экономического взаимодействия. Прежде всего это близость менталитета и существующие добрососедские отношения. Нам необходимо вместе развиваться на региональном уровне, интегрируя экономики двух стран. Данный запрос существует и становится все более актуальным, и, на мой взгляд, другой альтернативы у нас нет.

Банковский прорыв

Однако, вкладывая инвестиции в узбекскую экономику, бизнес должен осознавать, что банковская система страны очень консервативная и она пока не готова предложить компаниям полноценные финансовые инструменты и гарантии для обеспечения возвратности вложенных средств. Сами банки сейчас испытывают проблемы с ликвидностью и возвратом выданных кредитов, особенно под льготные проценты в рамках государственных программ стимулирования предпринимательства.

При этом инвестиции в саму банковскую отрасль я приветствую, поскольку верю, что именно в этом секторе произойдет первая настоящая экономическая революция в хорошем понимании этого слова.