Агентство по защите прав потребителей добилось через суд возврата абонентам Beeline Uzbekistan более 20 млрд сумов, необоснованно списанных в 2019 году за пользование услугой «Будь в курсе». Владелец сети — ООО Unitel во время промо-акции в июле прошлого года подключил к сервису более 3,2 млн абонентов. Меньше половины из них отписались от услуги, однако почти у 1,3 млн человек к маю 2020 года сервис продолжал списывать деньги.
Во всем виновата пандемия
Решение суда о возмещении не единственная неприятность в работе сотового оператора в этом году. В августе на рынке мобильной связи Узбекистана впервые за многие годы сменился лидер: Beeline уступил Ucell первое место по количеству абонентов. По итогам II квартала 2020 года число пользователей сети узбекской дочки VEON Group снизилось до 7,1 человек, сократившись за год на 1,6 млн абонентов. У Ucell летом насчитывалось 7,9 млн пользователей.
Эти результаты еще больше укрепились в конце октября, когда Unitel объявил итоги работы в III квартале: в июле-сентябре абонентская база Beeline сократилась до 6,8 млн человек. «Желто-черные» опустились уже на третье место по числу пользователей, уступив UZMOBILE (филиал АК «Узтелеком»), который в конце сентября обслуживал свыше 6,9 млн абонентов. За это время база клиентов Ucell выросла до 8 млн, а четвертым стал Mobiuz (3,7 млн). В конце сентября мобильные операторы в совокупности обслуживали в более 27 млн абонентов.
В Beeline провальные итоги II квартала связали с негативными последствиями карантина из-за пандемии коронавируса, а также введением регистрации мобильных устройств по коду IMEI.
Со знаком минус
Финансовые результаты III квартала для Beeline также оказались со знаком минус. Выручка по сравнению с аналогичным периодом 2019 года упала на 17,1% — с 593,7 млрд сумов до 492,1 млрд сумов. EBITDA за девять месяцев 2020 года снизилась на 43,3% – до 503 млрд. сумов. При этом маржинальность операций упала с 54,7% в третьем квартале прошлого года до 12% за тот же период 2020 года. Компания комментировала данные изменения своей концентрацией на клиентах с более высокими тратами на связь.
На запрос «Курсива» о причинах снижения абонентской базы и финансовых показателей в Beeline не ответили, но заявили, что информация будет озвучена на специальной пресс-конференции.
«Beeline является частью публичной частной компании и должен беспокоиться о качестве своей отчетности, поддержании заданных показателей эффективности, маржинальности и т.д. Традиционно EBITDA маржа компании была самой высокой на рынке (40-50%), однако она существенно просела в 2020 году на фоне пандемии – по итогам II квартала было 42%, по итогам третьего – только 12%. Поэтому такой шаг видится вполне логичным, если руководство приняло решение делать акцент на результаты, а не на экспансию по количеству абонентов», — рассказал «Курсиву» финансовый аналитик Avesta Investment Group Карен Срапионов.
На фоне таких результатов в конце октября гендиректор Beeline Uzbekistan Сергей Афонин досрочно подал в отставку «в связи с семейными обстоятельствами», проработав в этой должности чуть более полутора лет.
По мнению эксперта телеком-отрасли Ораза Абдуразакова, четкого ответа, почему Beeline за последний год утратил позиции в Узбекистане, нет. «На мой взгляд, причин было несколько: от пренебрежения вопросами коммуникаций до сугубо управленческих и репутационных факторов. В Beeline неоправданно и в ущерб основному бизнесу увлеклись «цифрой», а также тем, что принято относить к «токсичным» доходам. Речь в основном идет о неоднозначных VAS-услугах и сервисах контент-провайдеров. Собственно, отсюда и череда громких обвинений в навязывании услуг и нарушении правил проведения лотерей», — заявил Ораз Абдуразаков.
Перспективы роста
Недавно холдинг VEON объявил о продаже своего подразделения в Армении «Веон Армения» компании Team LLC. В сообщении говорится, что реализация дочерней структуры согласуется со стремлением «упростить структуру группы и усилить ее операционную деятельность на рынках с привлекательными долгосрочными перспективами роста». Может ли это означать, что VEON может уйти и с других рынков в странах СНГ?
По словам Ораза Абдуразакова, распродажа активов VEON если и является секретом, то не особо хорошо охраняемым. «Несколько сделок последних лет, равно как и просочившаяся в прессу новость о сорванной покупке российского «Билайн» «Ростелекомом», не оставляют сомнений в стратегии, избранной амстердамским офисом. Так что вопрос о том, может ли компания покинуть перспективный 34-миллионный рынок, в принципе не стоит: обсуждать следует не перспективы, а сроки ухода», — полагает эксперт.
«Но события последних месяцев существенно затруднили этот процесс: продать лидера рынка – это одно, а пристроить оператора номер три – нечто совсем иное. Впрочем, ровно с той же проблемой столкнутся и люди, ответственные за приватизацию Mobiuz и Perfectum Mobile: очереди из зарубежных инвесторов за четвертым и пятым операторами пока не наблюдается, так что, возможно, приоритетным окажется вариант привлечения местного капитала», — резюмирует Ораз Абдуразаков.
Карен Срапионов, наоборот, считает, что вряд ли VEON может оставить перспективный регион. «Раз компания делает акцент на высокодоходную часть клиентуры, а перспективы роста доходов населения в Узбекистане очевидны, то можно надеяться, что компания сочтет рынок перспективным и останется долгосрочным игроком в нашей стране», — заявил Срапионов.
Известный российский телеком-эксперт Денис Кусков склоняется к мнению, что VEON будет больше сосредоточен на развитии бизнеса в России и Европе.
В холдинге на запрос «Курсива» о ближайших планах компании в Центральной Азии также не ответили. Но 11 декабря гендиректор VEON Каан Терзиоглу посетил Узбекистан и встретился с руководством Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций. Стороны обсудили дальнейшее сотрудничество.