Основной статьей экспорта Узбекистана остается золото. По итогам 11 месяцев драгметалл продали в зарубежные страны на $5,8 млрд, что на 31% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По многим другим позициям наблюдалось снижение продаж. В итоге удельный вес золота в общем объеме экспорта составил 40,9% против 27,3% в прошлом году. Как драгметалл помогает Узбекистану в период пандемии, и может ли страна сократить от него зависимость, разбирался «Курсив».
Защитный актив
Цена на золото начала расти с самого начала пандемии. С января 2020 года стоимость металла поднялась на 20%. На COMEX, подразделении Нью-Йоркской товарной биржи, фьючерсы на золото 29 декабря с поставкой в феврале торговались в пределах $1879 -$1888 за тройскую унцию.
«Металл традиционно рассматривается инвесторами как защитный актив, который страхует от больших потерь и в который вкладываются, когда опасаются экономического кризиса и прочих проблем в экономике. Золото помогло Узбекистану заполнить ту брешь, которая образовалась в результате падения спроса на другие товары»,- заявил «Курсиву» зампредседателя Ассоциации экспортеров Узбекистана Бобуржон Расулов.
По итогам 11 месяцев общий объем экспорта республики составил почти $14,2 млрд, что на 10,5 % ниже прошлогодних показателей. Падение можно заметить по многим позициям. За рассматриваемый период прошлого года природный газ реализовали на $2,47 млрд, а в этом году всего на $459,3 млн. В 2019-м плодоовощную продукцию продали на $1,13 млрд, в текущем году на $936,3 млн.
По словам Бобуржона Расулова, на экспорт повлияло не только падение спроса по многим товарным позициям, но и трудности с логистикой, которые возникли у производителей в результате карантинных ограничений.
Доходы идут в рост
Продажей золота в зарубежные страны занимается Центробанк Узбекистана. Он покупает драгметалл у производителей по рыночным ценам и продает его.
Глава ЦБ РУз Мамаризо Нурмуратов ранее рассказывал, что, благодаря росту цен на драгметалл, госкомпании-производители золота заработали на 24 трлн сумов ($2,3 млрд) больше, чем в прошлом году.
Весной значительно упали цены на газ, что сказалось на экспортных доходах республики. На тот момент министр экономики и промышленности, а ныне глава минэкономразвития Джамшид Кучкаров отмечал, что потери бюджета Узбекистана из-за снижения стоимости голубого топлива будут полностью компенсированы высокой ценой золота.
Нужна ли диверсификация
По мнению Бобуржона Расулова для роста экспорта Узбекистану необходимо надеяться не только на золото, но также открывать новые рынки.
«Можно, не имея никакого сырья, наращивать экспорт. Например, продавать продукты интеллектуальной собственности. Многие страны идут по этому пути. IT-технологии, туризм, медицина, образование – это сферы где можно наращивать потенциал»,- считает эксперт.
По словам Бобуржона Расулова, учитывая международное разделение труда, Узбекистану нужно сосредоточится на тех сферах где лучше всего получатся. Выпуск текстильной продукции – это та отрасль, где РУз уже наращивает свой потенциал.