Новости

С какими неспортивными трудностями сталкивались организаторы Олимпиад

В списке оказались войны, бойкоты, дисквалификации и пандемия

В истории современного олимпийского движения, берущего отсчет с 1896 года, далеко не все Игры проходили по заранее написанному сценарию. С какими трудностями, не связанными напрямую со спортом, приходилось сталкиваться организаторам главного спортивного мероприятия планеты, читайте в материале «Курсива».

На днях стало известно о том, что Олимпиада и последующая за ней Паралимпиада в Токио пройдут без присутствия иностранных болельщиков, а на соревнованиях смогут присутствовать только японские зрители. Это приведет к тому, что казна Страны восходящего солнца недополучит приблизительно 150 млрд иен, или $1,37 млн прибыли. Такие данные приводит деловая газета Nikkai.

XXXII летние ОИ еще до своего начала обрели статус самых необычных за все время проведения Олимпиад. Еще ни одна из них не проводилась спустя 12 месяцев после изначально намеченного срока – в нечетный год. Потом выяснилось, что в Токио не будет сборной России. Нет, спортсмены из этой страны в Японии, конечно же, выступят, но без национальной символики. Таким образом Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и Международный олимпийский комитет (МОК) коллективно наказали россиян за допинговые нарушения, многие из которых, впрочем, так и не были доказаны. А теперь вот еще и отсутствие иностранных болельщиков, что превратит Игры-2020/21 в Олимпиаду для внутреннего пользования.

Однако и раньше организаторы ОИ сталкивались с трудностями, которые со спортом имели мало чего общего, а то и вовсе ничего не имели. «Курсив» вспоминает наиболее резонансные истории, которые привели к бойкотам, отстранениям или дисквалификациям. Так, первый случай недопуска целой сборной на Олимпиаду случился более ста лет назад. На VII летние Олимпийские игры-1920 в Антверпене не получила приглашение Германия, наказанная за развязывание Первой мировой войны. Спустя 28 лет сборной этой же страны не было на зимних и летних ОИ в Санкт-Морице и Лондоне соответственно – на этот раз уже из-за Второй мировой.

На XVI Олимпиаде-1956 в Мельбурне был создан опасный прецедент, который впоследствии стал одним из самых популярных методов воздействия на общественное мнение, – политический бойкот соревнований. По разным причинам от участия в Играх на Зеленом континенте отказались сразу семь стран: Египет, Ирак и Ливан выразили протест из-за Суэцкого военного кризиса; Нидерланды, Испания и Швейцария не поехали на Игры в знак протеста против действий СССР в Венгрии, хотя сама Венгрия о бойкоте не помышляла; Китай бойкотировал Олимпиаду из-за приглашения на ОИ команды Тайваня.

XXI летняя Олимпиада в Монреале запомнилась массовым африканским бойкотом, Игры-1976 проигнорировали 26 государств Черного континента. Инициаторами отказа от поездки в Канаду выступили Конго и Танзания, которые решили выразить протест против матча сборной Новой Зеландии по регби в Южно-Африканской Республике, находившейся под санкциями МОК и в которой тогда действовал режим апартеида.

Летние игры 1980 года в Москве и 1984 в Лос-Анджелесе стали зеркальным отображением политической действительности того времени. Сначала Североатлантический военный блок НАТО в знак протеста против ввода советских войск в Афганистан выступил с предложением отказаться от поездки в Москву всех стран, входящих в Альянс. В итоге Олимпиаду-80 в разной форме бойкотировали спортсмены из 64 государств.

В ответ на это Олимпиада-84 в Лос-Анджелесе была проигнорирована почти всеми странами социалистического лагеря, кроме Румынии, Югославии и КНР. Официальная причина бойкота – отказ организаторов Олимпиады-84 предоставить гарантии безопасности спортсменам из СССР и других стран Варшавского договора.

1992 год, без всякого преувеличения, стал самым событийным в истории современного олимпийского движения. Это был последний случай, когда и летние, и зимние Олимпийские игры были проведены в один год. И надо же было такому случиться, что именно в 1992-м начался парад спортивных суверенитетов. Всего за несколько месяцев МОК увеличил свое представительство на два десятка членов: если на зимних Олимпийских играх в Альбервиле еще выступали единые сборные СНГ, Югославии и Чехословакии, то спустя всего полгода в Барселоне их не было: каждая из стран, ранее входившая в то или иное союзное государство, выставила свою независимую команду.

В 2000 году случился последний на сегодня бойкот по политическим мотивам – на XXVII Игры в Сидней не поехали атлеты Афганистана. Захватившее в стране власть движение «Талибан» запретило спорт как класс, ликвидировало Национальный олимпийский комитет Афганистана и ответило отказом на приглашение МОК принять участие в ОИ-2000.

С тех пор все было спокойно вплоть до XXII зимней Олимпиады в Сочи, которую попытались бойкотировать представители и защитники ЛГБТ-сообществ. Правда, дальше слов тогда угрозы не продвинулись. Однако черная метка России была послана, и уже на летних Олимпийских играх-2016 в Рио-де-Жанейро российская команда отправилась в усеченном составе, в ней не нашлось места легкоатлетам – представителям наиболее медалеемкого олимпийского вида.

Это отстранение подавалось под соусом борьбы с допингом, которая только набирала обороты: на зимнюю Олимпиаду-2018 в Пхенчхане и летние ОИ в Токио, которые пока так и не могут начаться, сборная России под своим флагом вообще не была допущена. Причина явно кроется в политических санкциях, которые маскируются под наказания, связанные с допингом, ведь принято считать, что спорт – вне политики. Хотя это уже давно не так.