Туристический сектор Узбекистана с открытием регулярного авиасообщения начинает приходить в себя после пандемии коронавируса. Однако говорить о достижении докарантинных показателей пока слишком рано. Эксперты Всемирной туристской организации (UNWTO) предполагают, что на восстановление отрасли уйдет от двух с половиной до четырех лет. О том, как сегодня в республике развивается туризм и как отрасль справляется с последствиями пандемии, в эксклюзивном интервью «Курсиву» рассказал заместитель премьер-министра Узбекистана, министр туризма и спорта Азиз Абдухакимов.
Вопреки карантину
– Азиз Абдукаххарович, какие потери туристический сектор Узбекистана понес в связи с пандемией COVID-19?
– Коронавирус и карантинные ограничения стали настоящим испытанием не только для туризма, но и для всех отраслей. Из-за закрытия границ и отсутствия гостей экономика страны недосчиталась сотен миллионов долларов. В 2016 году к нам приехали 1,3 млн туристов, в 2019-м – 6,7 млн человек, а объем экспорта туруслуг составил $1,3 млрд. Конечно, у нас были большие планы на туризм в 2020-м, но все перечеркнула пандемия. Объем экспорта услуг в прошлом году составил всего $260 млн. В этом году мы рассчитываем на прибыль в $400 млн и 1,7 млн иностранных туристов.
– Как пандемия изменила планы по развитию туризма в стране?
– Карантинные ограничения заставили нас пересмотреть концепцию развития отрасли и обратить внимание на другие направления. В послании Олий Мажлису президент Шавкат Миромонович Мирзиёев объявил 2021 год Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения. Туризм определен стратегической отраслью экономики страны. На эти цели из госбюджета будет выделен 1 трлн сумов ($100 млн. – «Курсив»).
{«preview_thumbnail»:»/sites/default/files/styles/video_embed_wysiwyg_preview/public/video_thumbnails/QwW8QDLsjyo.jpg?itok=ygIX7srz»,»video_url»:»https://www.youtube.com/watch?v=QwW8QDLsjyo»,»settings»:{«responsive»:1,»width»:»854″,»height»:»480″,»autoplay»:1},»settings_summary»:[«Embedded Video (Адаптивный, autoplaying).»]}
Средства, в частности, пойдут на реализацию проектов по улучшению инженерно-коммуникационных сетей туробъектов, дорог, благоустройство и консервацию объектов культурного наследия, а также строительство и реконструкцию туристических центров и сопутствующей инфраструктуры.
В 2019 году в республике насчитывалось 14,7 млн внутренних туристов, в прошлом году показатель сократился до 1,8 млн человек. В этом году мы ожидаем рост до 7,5 млн локальных туристов.
Для достижения этих показателей правительство утвердило порядок предоставления льгот и субсидий для местных путешественников. Так, туристы при покупке туристических путевок внутри республики могут рассчитывать на скидку до 50%, а это существенная экономия и дополнительный стимул.
И это уже приносит свои результаты. Если мы приедем в Самарканд, то увидим, что площадь Регистан и днем и вечером забита туристами. В выходные уже проблематично найти свободные номера в гостиницах.
Также мы сейчас работаем над тем, чтобы Узбекистан был включен в систему УМРА+. Для этого мы активно ведем переговоры с зарубежными партнерами, где присутствуют крупные исламские общины, чтобы привлечь их внимание к нашим святыням, которые являются жемчужиной исламского мира. Недавно наша делегация побывала в мусульманских регионах России – Дагестане, Чечне, Татарстане и Башкортостане, жители которых проявляют большой интерес к нашей стране.
Вообще, мы видим зиёрат-туризм одним из глобальных своих рынков, у которого большие перспективы. Сейчас прорабатываем транспортную логистику, чтобы открыть прямые рейсы из мусульманских стран в наши ведущие туристические центры – Самарканд, Бухару, Ургенч.
Внимание государства
– Какие меры господдержки сегодня действуют для турбизнеса республики?
– Мы постарались максимально смягчить негативное воздействие пандемии на отрасль. Были выделены значительные субсидии. А в феврале президент продлил до конца года льготы для предпринимателей в сфере туризма, которые стали действовать еще в начале пандемии. Так, снижена ставка налога на прибыль на 50%, предоставлены отсрочки по выплатам кредитов, до конца года юрлица освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество, а социальный налог снижен с 12 до 1%. Кроме того, предпринимателям предоставляются беспроцентные ссуды, гранты и субсидии.
Сегодня государство активно стимулирует инвестиционную деятельность в туризме. К примеру, часть затрат на строительство и оснащение новых пассажирских канатных дорог компенсируется в размере 1 млрд сумов ($95 тыс.) за каждые 500 метров дороги. Также компенсируются расходы при строительстве в туристических зонах средств размещения из быстровозводимых конструкций (юрт, контейнеров, сэндвич-панелей) в размере до 5 млн сумов ($475) за каждое койко-место.
Поддержка также оказывалась гостиничному бизнесу, предприятиям общепита, гидам, туркомпаниям и другим участникам отрасли.
– В стратегии развития туризма Узбекистана до 2025 года прописан ряд факторов, которые сдерживают прогресс в отрасли. Среди них – нехватка гостиничного фонда. Как решается эта проблема?
– В 2021–2023 годах в республике предусмотрено реализовать более 430 проектов в инфраструктуре гостеприимства на общую сумму 15,9 трлн сумов ($1,5 млрд). Из них $1,1 млрд – это прямые иностранные инвестиции. Сегодня особый интерес к гостиничному бизнесу проявляют инвесторы из Турции, России, Южной Кореи, Индии и других стран.
Для застройщиков гостиниц в республике действует система субсидирования, а также финансирование роялти за использование франшизы всемирно известных и престижных гостиничных брендов. Это уже приносит свои плоды – в Узбекистан зашли Hilton, Marriott. Ожидается строительство отелей других известных брендов, причем не только в Ташкенте, но и в регионах, например, Hayatt в Бухаре будет возводить свой второй пятизвездочный отель в Узбекистане.
– Другая проблема – визовые ограничения.
– За последние годы Узбекистан существенно продвинулся в этом вопросе. С 2018 года отменены въездные визы для граждан 81 иностранного государства, а общее их количество выросло с девяти до 90. В результате число туристов из этих стран в 2019 году увеличилось на 58%.
В 2018 году была запущена система электронного оформления въездных виз E-VISA.GOV.UZ. Теперь граждане 57 стран имеют возможность получить электронные визы, а подданные 53 стран, пребывающие в Узбекистане транзитом, могут находиться без визы в республике до пяти дней. Также отменены визы для всех иностранцев младше 16 лет.
С 1 марта 2021 года введен безвизовый режим для граждан Королевства Бахрейн, Катара, Кувейта, Султаната Оман и Китая.
Встать на крыло
– Пандемия стала причиной прекращения международного авиасообщения. Как сегодня в Узбекистане происходит восстановление регулярных полетов?
– Авиасообщение постепенно открывается, и это не может не радовать. Начались полеты в Россию, ранее открылись регулярные рейсы в Грузию, Латвию, Германию и ряд других стран. Полеты в Алматы стали ежедневными. Кроме того, авиакомпания SCAT начала рейсы между Актау и Ургенчем.
Достигнута договоренность с египетской авиакомпанией Air Cairo об увеличении количества регулярных рейсов из Каира и Шарм-эль-Шейха в Ташкент и Самарканд. А также с авиаперевозчиком Jazeera Airways – об открытии полетов Кувейт – Ташкент. Мы ведем переговоры об открытии рейсов с авиационными властями Индонезии, Катара, Малайзии, Ирана, Пакистана, Польши, Украины и других стран.
– Какие условия республика сегодня предлагает зарубежным авиакомпаниям?
– Недавно наше министерство совместно с АО «Uzbekistan Airports» разработали специальную программу поддержки и развития зиёрат-туризма, по которой иностранным авиакомпаниям предоставляется скидка до 50% на наземное обслуживание воздушных судов в международных аэропортах страны. А новым зарубежным авиаперевозчикам, выполняющим перелеты по новым маршрутам, также предоставляется дифференцированная скидка до 30%. Данное предложение сейчас рассматривают целый ряд зарубежных авиакомпаний, и в скором времени будут запущены новые рейсы не только из Ташкента, но и других туристических центров страны.
К слову, с прошлого года во всех международных аэропортах республики начал действовать режим «открытое небо». Министерством транспорта сегодня разрабатываются дополнительные программы стимулирования для международных авиакомпаний, чтобы те использовали наши воздушные гавани как транзитный хаб, поскольку Узбекистан имеет уникальное географическое расположение – в центре маршрута «Европа – Юго-Восточная Азия».
Новый турпродукт
– Что нового туристам сегодня может предложить Узбекистан?
– Сейчас идет работа по диверсификации туристических услуг для того, чтобы гости, приезжающие в республику, могли не только насладиться созерцанием наших знаменитых исторических комплексов, но имели возможность разнообразить свое пребывание в стране. Активно развивается экстремальный, горный, медицинский, агро- и этнотуризм, тем более что спрос на них постоянно растет.
Главная ставка делается на туристов из стран СНГ, ближайших соседей, а также Арабских государств и Юго-Восточной Азии.
Одним из приоритетных направлений новой туристической политики Узбекистана, как уже сказал, является развитие паломнического туризма, с помощью которого планируется только в этом году привлечь более 700 тыс. зарубежных гостей различных религиозных конфессий.
Особые условия сегодня создаются и для спортивного туризма. Узбекистан с его климатом является идеальным местом для занятий спортом.
Несмотря на пандемию, в 2020 году в стране прошло более 20 крупных соревнований. В этом году уже запланировано проведение порядка 50 состязаний республиканского, регионального и мирового масштаба.
Мне очень приятно, что сегодня в Узбекистане реализуются такие яркие спортивные проекты, как Samarkand Half Marathon. Данный старт, как и в целом беговой туризм, получил особое развитие в последние годы. Причем инициатива идет не от власти, а от самих любителей спорта, которые формируют новый имидж нашей страны. И именно за такими проектами будущее.
– А что касается новых маршрутов?
– Интересных мест в республике, помимо излюбленных Самарканда, Бухары и Хивы, на самом деле очень много, но из-за отсутствия необходимой инфраструктуры эти территории не были доступны широкому кругу наших гостей. С появлением гостиниц, развитием транспортного сообщения регионы постепенно начинают реализовывать свой туристический потенциал.
Очень интересное направление – Республика Каракалпакстан. Чаще всего туристы едут туда, чтобы посетить известный на весь мир Музей Савицкого в Нукусе. Но сейчас готовится законопроект об организации игорной зоны в регионе.
В Ферганской, Андижанской и Наманганской областях активно развивается агротуризм. Ведется работа по созданию единого туристического кольца Fergana Valley Circuit, которое объединит основные туристические города и объекты Ферганской долины. Для этих целей планируется запуск железнодорожного сообщения.
Вообще, развитие туризма – одна из главных задач для властей всех уровней, будь то региональный хокимият или же муниципальная администрация. Работа ведется повсеместно, и с каждым годом появляется все больше новых интересных мест и маршрутов.
Во время пандемии туроператорам и гидам были выделены 450 млн сумов в виде грантов на разработку более 50 новых турмаршрутов.
Безопасность превыше всего
– Как в условиях продолжающейся пандемии сегодня защищены туристы во время пребывания в РУз?
– В Узбекистане сегодня достаточно стабильная ситуация по коронавирусу. Идет активная вакцинация граждан.
При этом правила въезда иностранных гостей в республику практически те же самые, что и в других странах. Главное условие – отрицательный ПЦР-тест, забор которого осуществлялся не позднее 72 часов в лабораториях, признанных нашим Минздравом.
Главной составляющей безопасности пребывания туристов в стране является система Uzbekistan. Safe travel guaranteed. Данный проект не только гарантирует безопасность на ключевых туристических объектах, маршрутах и средствах размещения, но и в случае заражения Covid-19 гость может рассчитывать на компенсацию своего лечения в размере $3 тыс.
Путешествие по-соседски
– Не так давно вы рассказывали об организации комбинированных туров для граждан Узбекистана и Казахстана. Что это за проект?
– В последние годы Центральная Азия стала одним из трендовых направлений в мировом туризме. В 2020 году центральноазиатская часть Шелкового пути стала лидером рейтинга лучших регионов по версии Lonely Planet. Во многом этому способствует упрощение визового режима и конструктивное взаимодействие государств региона.
Вместе с нашими казахстанскими коллегами мы активно работаем над развитием комбинированных туров и трансграничных турпродуктов с участием крупных городов и туристических центров Узбекистана и Казахстана. По расчетам, такие программы могут привлечь до 2 млн иностранных гостей в наши страны.
Одним из маршрутов может стать паломнический тур по мавзолеям: Арыстанбаб в Туркестанcкой области, мавзолей Ахмеда Яссави, Хаким ота и конечная точка – Зангиата в Ташкенте.
Существенное развитие трансграничного туристического сотрудничества может подстегнуть проект строительства скоростной железной дороги, которая соединит Туркестан, Шымкент и Ташкент.
– Планируется ли в связи с этим упрощение порядка пересечения госграницы?
– Для того чтобы система комбинированных туров работала успешно, необходимо создать максимально комфортные условия для турбизнеса. Это касается модернизации существующих и строительства новых дорог и магистралей между нашими странами. Также необходим запуск регулярных маршрутов автотранспорта. С этого года на ряде КПП внедряются механизмы ускоренного пересечения границы – так называемая услуга Fast track. Уверен, что данный опыт будет успешным и количество международных КПП с аналогичным механизмом увеличится в короткие сроки.
В целом я могу с удовлетворением отметить, что туристические ведомства Узбекистана и Казахстана активно сотрудничают по всем направлениям.
Но самое главное – у нас есть общее видение того, что Центрально-Азиатский регион должен быть представлен мировому сообществу как единая туристическая дестинация.