Российская компания «ИКС Холдинг» перешла к реализации второго этапа цифровизации топливно-энергетического комплекса Узбекистана. Дорожная карта проекта, которую специалисты холдинга разрабатывали с начала этого года, предполагает внедрение цифровых технологий на семи крупнейших предприятиях отрасли. Документ утвержден Минэнерго, и уже идет обучение сотрудников в республике. О реализации проекта в эксклюзивном интервью «Курсиву» рассказал вице-президент «ИКС Холдинга» Станислав Киселев.
Дорожная карта
— В апреле на выставке «ИННОПРОМ» в Ташкенте вы анонсировали завершение подготовки концепции цифровизации ТЭК Узбекистана. На какой стадии данный проект сегодня?
— Да, во время ИННОПРОМа мы как раз находились в завершении первого этапа. Всего их три. Начальный этап предполагал обследование текущего уровня автоматизации и цифровизации семи госкомпаний и разработку «дорожной карты» реализации проекта. Речь идет о нефтегазовых предприятиях – «Узбекнефтегаз», «Узтрансгаз», «Худудгазтаъминот», а также четырех электроэнергетических компаниях — РЭС, ТЭС, НЭС и «Узбекгидроэнерго».
— Каковы итоги первого этапа?
— Мы провели более тысячи интервью со специалистами, в результате подготовили отчетный документ, где по каждому бизнес-процессу каждого предприятия указано текущее состояние цифровых систем и автоматизации. То есть мы определяли уровень зрелости процессов. Это базовая задача в любой концепции по цифровизации. Проект прошел процедуру защиты в Минэнерго, и сейчас мы перешли ко второму этапу.
Мозговой штурм
— В чем его суть?
— До сентября мы должны подготовить список инициатив. Вместе с руководителями функциональных групп и предприятий мы определили цель по каждому процессу, к которой они хотят прийти. Это очень плотная работа в командах. В данный момент у нас проходят семинары по 12 направлениям. В рамках таких «круглых столов», а точнее «мозговых штурмов», в которых принимают участие до 150 человек, мы получаем список инициатив, проекты, шаги для того, чтобы выйти на целевой уровень зрелости процессов.
— На какой период рассчитана данная концепция?
— Мы описываем дорожную карту на горизонте пяти лет, поскольку планировать проекты с длительным циклом реализациив условиях меняющегося рынка и экономики не очень правильно, все равно придется их корректировать. Есть ряд краткосрочных программ, которые можно реализовать за полгода — год. Это небольшие проекты, но с определенным финансовым эффектом для предприятия. Долгосрочные программы, такие как внедрение аналитических или ERP-систем, платформ и отчетов, потребуют реализации от года и больше.
Предприятия готовы
— Цифровизация предполагает серьезные изменения в регуляторике отрасли. Как в этом вопросе вы взаимодействуете с Минэнерго?
— С министерством мы работаем напрямую, потому что цифровизация всей отрасли требует нормативных корректировок, так как действующие регламенты не смогут в полной мере поддержать те изменения, которые сейчас требуются предприятиям. В первую очередь, это касается работы с персональными данными потребителей газа и энергии, использования ЭЦП, QR-кодов, уход от бумажного документооборота к электронному. Мы готовим пакет предложений по изменениям законодательства, чтобы цифровые технологии могли более широко использоваться, в том числе конечными потребителями.
— Вы изучили IT-рынок республики. На ваш взгляд, присутствует ли сегодня у Узбекистана какое-то отставание в этой отрасли?
— Мы не видим какого-то серьезного отставания Узбекистана, потому что каждая страна развивается в области IT в рамках своей потребности. У Узбекистана достаточно серьезно развита базовая автоматизация, потому что крупнейшие предприятия, и мы это видим, успешно функционируют, выполняют производственные планы и стабильно работают. Вопрос всегда в том, что для серьезных цифровых проектов требуется большая инфраструктура, а значит крупные вложения. Но даже на существующей IT-инфраструктуре можно реализовать достаточно большое количество проектов и инвестиции, потому что база уже есть. Стоит отметить, что Узбекистан в последнее время набирает высокие темпы развития IT-сектора.
— Готовы ли предприятия к цифровизации?
— По нашему мнению, предприятия Республики сегодня абсолютно готовы. На наших семинарах руководители направлений компаний уже приходят с идеями, предлагают разные инициативы, которые в рамках проекта они могут озвучить. Сейчас у нас есть более 300 инициатив по всем функциональным направлениям, и большая их часть разработана сотрудниками предприятий в рамках совместной работы с нашими отраслевыми экспертами
Задача – усилить охрану труда
— Какие продукты вы планируете внедрять в Узбекистане?
— По всем направлениям цифровизации ТЭК у нас есть собственные решения. На ИННОПРОМе в Ташкенте мы представляли наши собственные продукты, начиная от базовой IT-инфраструктуры – серверное оборудование, системы хранения данных, системы информационной безопасности до готовых решений по контролю за производственными площадками и охраной труда. Это по сути нейронная сеть, которая через базовые видеокамеры анализирует каждого сотрудника и дает сигнал о том, есть ли на нем комплект одежды и средства индивидуальной защиты. Таким образом, мы превентивно предотвращаем нарушения и безусловно сохраняем жизнь человеку. Это решение «ИКС Холдинга» готово к использованию на любых производственных площадках республики.
В электроэнергетике мы предлагаем билинговые решения, которые напрямую взаимодействуют с потребителем. Сейчас на уровне Минэнерго готовим проект по внедрению единого биллинга при обслуживании счетчиков, которых в рамках первого этапа госпрограммы должны установить в количестве 9 млн. Это требует серьезной биллинговой платформы, чтобы было мобильное обслуживание. Чтобы потребитель знал свой баланс, мог запрашивать остаток средств и электроэнергии в своем доме. У нас это решение предлагается в виде готовой платформы. Подобный проект работает сегодня для телеком-оператора в Казахстане, наша платформа много лет успешно действует в «Узбектелекоме». На ее базе мы предложили сделать общенациональный биллинг для газа и электроэнергии.
Кадры – проблема не только Узбекистана
— Бытует мнение, что в Узбекистане сегодня существует дефицит кадров. Ощущаете вы его на себе?
— Кадры – проблема не только Узбекистана. Она остро стоит в России и других странах, где мы работаем. В рамках первого этапа как раз мы обсуждали с узбекскими коллегами необходимость создания новых рабочих мест для выпускников вузов и слушателей стажерских программ. Чтобы каждое предприятие, входящее в контур нашего проекта, набирало специалистов, которые учились бы вместе с нами. Мы также договорились создать общеотраслевой центр компетенции при Минэнерго, куда бы принимались молодые специалисты, а потом распределялись по предприятиям. Мы могли бы их централизованно обучать и дальше распределять на объекты.
Молодых специалистов действительно не хватает. В России мы выпускаем ежегодно порядка 200 ребят, которые потом работают на предприятиях группы либо участвуют в проектах, подобных узбекистанскому. Здесь большое количество молодых людей работают на производствах, только им нужно дать возможность участвовать в этих проектах. Важно, чтобы выделялись новые команды по работе с новыми проектами.
Лидер в сегменте
— Каким вы представляете ТЭК Узбекистана через пять лет?
— Осторожно, но уверенно скажу, что ТЭК Узбекистана в перспективе один из лидеров в своем сегменте и на общемировой арене. Это лидер качественных сервисов для потребителей, как в секторе В2В, так и в В2С. Это лидер по использованию технологических отраслевых решений и площадка для того, чтобы другим странам показывать пример и помогать в реализации их проектов.
— Какие планы компании в республике Узбекистан?
— С Узбекистаном у нас стратегические планы развития. Мы активно присутствуем здесь. Мы точно видим для себя большую нишу в том, что мы хорошо делаем. Мы разбираемся в технологиях и будем рады поделиться ими с большим количеством предприятий, чтобы достичь тех результатов и эффектов, которые ставит перед ними страна. Потому что цели амбициозные, меняется рынок и законодательство. Активно развиваются производственные площадки, потребление растет, население тоже. Мы будем инвестировать деньги и время в развитие компетенций, потому что без компетенции и знаний не будет цифровизации. А чтобы эта компетенция появлялась, нужно строить центры, взаимодействовать с вузами, открывать курсы на факультетах. Все это мы планируем делать в Узбекистане, и мы видим больший интерес к нашим услугам.
«ИКС Холдинг» — российская многопрофильная технологическая компания, входящая в структуру USM-group Алишера Усманова. Холдинг специализируется на информационной безопасности, хранении данных, разработке ИТ-продуктов для телекоммуникационной отрасли и промышленных предприятий. Под управлением «ИКС Холдинга» находится более 30 компаний, объединенных в 5 групп: Nexign, YADRO, «Цитадель», «Криптонит» и «Форпост».
Беседовал Павел Носачёв