Объем производства ювелирных украшений и изделий из золота и серебра в Узбекистане за 9 месяцев текущего года достиг 2,4 тонн. Это почти в шесть раз больше, чем было выпущено за весь 2020 год. Около половины указанного объема пришлось на золото (1,1 т), а оставшаяся часть на серебро (1,3 т). Такие данные «Курсиву» предоставили в Ассоциации ювелирной промышленности «Узбекзаргарсаноати». Рост происходит на фоне сокращения экспорта немонетарного золота, а также открытия новых производств. «Курсив» выяснял, как в Узбекистане растет внутренний спрос на драгметаллы.
На немонетарное золото пришлась почти пятая часть всего экспорта Узбекистана по итогам 10 месяцев. В зарубежные страны его продали на $2,36 млрд. Показатель упал на 59,3% по сравнению с январем-октябрем 2020 года. Продажей драгметалла за рубеж занимается Центробанк РУз, который скупает его у внутренних производителей. Данные Госкомстата показывают, что экспорт осуществлялся в мае, июне и октябре, когда цены на мировом рынке были высокими. Ранее ЦБ не занимался продажей с сентября прошлого года по апрель нынешнего. Со 2 ноября 2020 года регулятор впервые выпустил в обращение золотые мерные слитки. В 2018 году была запущена продажа памятных монет.
С начала продаж и по 1 сентября 2021 года реализовано 95,3 кг металла в виде слитков и 73,3 кг в форме монет. Об этом рассказал зампред ЦБ Бобир Абубакиров в своей статье, которая опубликована на сайте Всемирного совета золота. Указанный объем не сопоставим с тем количеством золота, которое республика добывает – около 100 т ежегодно. Однако РУз нарастила мощности производств ювелирных украшений и изделий уже до 15 т. Это вдвое больше, чем год назад. Из них 10 т приходятся на золото и 5 т на серебро. Пока общая загрузка производств составила 2,4 т за 9 месяцев 2021 года, но эти показатели будут наращивать. Об этом «Курсиву» рассказал зампредседателя Ассоциации ювелирной промышленности «Узбекзаргарсаноати» Низомали Алибаев.
Выйти из тени
По словам Алибаева, общий объем рынка ювелирных изделий в Узбекистане на данный момент оценивается в 5 – 7 т. Из них 5 т приходятся на золото и 2 т на серебро. Специалист отмечает, что при оценке роста объема производства в Узбекистане нужно учитывать тот факт, что долгое время ювелирная отрасль республики была в тени из-за отсутствия регуляторной базы.
С 2017 по 2021 годы принят ряд документов о реформах в отрасли. Ювелирам дали право покупать сырье в банках, у производителей драгметаллов, старателей, на бирже и у аффинажных компаний, а также предоставили возможность отсрочки платежа. Ранее сегмент существовал в основном за счет скупки у населения. Низомали Алибаев отмечает, что это по-прежнему самый распространенный способ получения сырья и 70% объема производства формируется за счет него. Однако эта тенденция меняется.
С момента начала реализации золота и серебра на «Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже» объем продаж золота вырос с 15,5 кг в 2019 году до 150,7 кг за 9 месяцев 2021 года. Серебра продали 132,5 и 233,7 кг соответственно. Такие данные торговая площадка предоставила по запросу «Курсива».
Игра по-крупному
В конце прошлого года в республике открылся крупнейший по мощности производства ювелирный завод в РУз — Gold Moon Tashkent. Он выпускает изделия под брендом FONON. Мощность производства – 6 т в год. Полная загрузка планируется к 2025 году, а в этом году намечено выпустить 660 кг продукции. Об этом «Курсиву» рассказал директор завода Жасур Рузаев. Начальник производства организации Хикмат Махмудов отметил, что основную часть сырья завод закупает у локальных производителей драгметаллов.
«Мы достигнем намеченного плана в этом году. Когда запускали производство предполагался экспорт 15% выпускаемой продукции. Но практика показывает, что уже 45% объема отправили за рубеж. Основные поставки осуществлялись в США и ОАЭ. Небольшие партии также отправлялись в соседние страны, в том числе в Казахстан и Таджикистан. Мое видение — экспорт и дальше будет иметь важное значение для предприятия», — отметил Жасур Рузаев.
В настоящее время в ювелирной отрасли страны работают 342 юрлица, из них 81 специализируется на производстве, а оставшаяся часть на продажах. Индивидуальных предпринимателей в сфере насчитывается 195. Для сравнения: в 2019 году в сегменте официально функционировало 251 и 113 субъектов бизнеса соответственно.
Без пошлин
Жасур Рузаев отмечает, что на эффективность производства влияет черный рынок, который по-прежнему силен в РУз. Импортные ювелирная продукция облагается таможенными пошлинами и если бы все изделия завозились официально, продукция локальных производителей была бы более конкурентоспособна, считает специалист.
Об очередной партии «черного импорта» 16 ноября сообщал и таможенный комитет республики. По закону пересылка ювелирных изделий почтой запрещена. Таможня обнаружила в трех зарубежных посылках украшения на 1,6 млрд сумов ($148 тыс.), которые пересылались под видом бижутерии. Для сравнения: официальный импорт, по данным «Узбекзаргарсаноати», с января по сентябрь составил $808,3 тыс.