Золото, а не бизнес. Как ювелиры Узбекистана хотят увеличить производство на 70% в 2023 году
Производство украшений из золота и серебра в Узбекистане за 2022 год подскочило на 18% и составило четыре тонны, сообщили «Курсиву» в ассоциации ювелирной промышленности «Узбекзаргарсаноати». Игроки рынка уверены, что 2023 год станет прорывным для отрасли и объем выпуска поднимется почти на 70%, до 6,8 тонны. «Курсив» выяснял, с чем связан такой оптимизм.
Последние несколько лет в Узбекистане растет объем «белого» производства украшений на фоне изменений в законодательстве, которые позволили предпринимателям выходить из тени и масштабировать бизнес. Появляются маленькие производства и целые заводы. При этом некоторые трудности остаются. Например, в РУз нет своих драгоценных камней, а «серый» импорт продолжает влиять на рынок.
Зачеркивая ошибки
Одно из новшеств последних лет для ювелиров Узбекистана — доступ к чистому золоту от производителей с использованием отсрочки платежа на Товарно-сырьевой бирже (УзРТСБ). Ранее потребность в драгметалле они покрывали за счет скупки у населения. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в феврале 2021 года подписал постановление, которое давало право при 15% предоплаты внести оставшуюся сумму через 180 дней. За это время производители могли изготовить изделия, продать их и рассчитаться за сырье. Однако по факту этим правом пользовались только юрлица, а индивидуальных предпринимателей (ИП) реформа не затронула, хотя в сегменте их работает немало.
Недочет исправили в новом постановлении президента «О дополнительных мерах по расширению мощностей производства ювелирных изделий и всесторонней поддержке отечественных ювелиров». Документ подписан в декабре 2022 года и предусматривает, что с 1 февраля 2023-го отсрочкой могут воспользоваться также ИП. Помимо Узнацбанка, гарантируют выплаты теперь и другие финучреждения.
«Около 50 ювелирных предприятий купили золото на УзРТСБ в 2022 году, — рассказал главный маклер торговой площадки Исломбек Иброгимов. — Они приобрели 472,1 кг золота. В 2022 году по золоту зафиксировано 278 сделок, а в 2021 году их было всего 54».
Закупают металл на бирже и другие производители, но основной объем приходится именно на ювелиров. Изменения в законодательстве подтолкнут приходить на биржу также ИП, уверен главный маклер УзРТСБ. Поэтому прогнозируется увеличение объема продаж.
«Сейчас частные предприниматели занимаются ломом (скупка у населения. — «Курсив»). Почему они не приходят на биржу? Во избежание НДС. Льготы для них сделаны именно для того, чтобы они пришли и работали на бирже, чтобы было выгодно взять напрямую от производителя, а не брать лом», — резюмировал Исломбек Иброгимов.
Бизнес отвечает
Сами ювелиры тоже видят плюсы от происходящих изменений. «В последние годы принят ряд документов о реформах в ювелирной отрасли. Нам дали право покупать сырье напрямую с АГМК и НГМК, у производителей драгметаллов, на бирже и у аффинажных компаний, а также предоставили возможность отсрочки платежа», — ответили на запрос «Курсива» на ювелирном предприятии Sofizar.
Крупные компании с 1 февраля 2023-го в течение трех лет могут покупать драгметалл дешевле мировых цен. Предусмотрена скидка в размере от 1 до 4% для ювелирных заводов со штатом от 100 человек, отмечают в Sofizar.
Перечисленные меры отражаются и на объемах производства. Первую партию упомянутый завод выпустил в апреле 2022 года. Тогда в день на рынок выходил примерно 1 кг изделий. Сейчас показатель вырос втрое, а в будущем планируется нарастить ежедневный объем до 6 кг.
Из имеющихся минусов на рынке производитель указал на то, что хотя импортная ювелирная продукция облагается таможенными пошлинами, не все изделия ввозятся в страну официально и создают теневой рынок. Также в РУз присутствуют украшения кустарного производства и сомнительного качества. Это мешает продвижению продукции местных предприятий, считают в Sofizar. При этом добавляют, что государство стремится создавать условия для открытой конкурентной среды и поддерживает качественные ювелирные бренды республики.
Дефицитный продукт
Золотом и серебром Узбекистан не обделен. Страна может покрыть потребность ювелиров в металле за счет собственных производств. Добычей занимаются два крупнейших предприятия республики — Навоийский и Алмалыкский горно-металлургические комбинаты. Однако с драгоценными камнями дело обстоит иначе.
«В республике их нет, — объяснил главный специалист отдела инвестиций и инновационных проектов «Узбекзаргарсаноати» Александр Милентьев. — Но в РУз придумали, как решить эту проблему. Декабрьское постановление президента предусматривает, что до 1 января 2026 года импортные таможенные пошлины на жемчуг, алмазы, драгоценные и полудрагоценные камни устанавливаются в размере 0%».
По словам Милентьева, любое юрлицо, имеющее разрешение на работу с драгоценными металлами, может завезти сюда обработанные и необработанные камни. Что касается алмазов, завозить их можно только уже граненые.
«Есть система сертификации Кимберлийского процесса. Страны, которые не входят в систему, не могут закупать необработанные алмазы. Если республика войдет в систему сертификации, это будет дополнительное создание рабочих мест по огранке», — рассказал Александр Милентьев. Он добавил, что Узбекистану остался последний шаг, чтобы стать участником процесса. В страну должна приехать комиссия и проверить соответствие законодательной базы и готовность уполномоченных органов осуществлять контроль за оборотом необработанных природных алмазов, констатирует эксперт.
Экспансия в регионы
Декабрьское постановление президента Узбекистана вводит для отрасли еще ряд преференций, которые должны стать поддержкой для производителей. Например, Алмалыкскому ГМК поручено создавать в филиалах «Узнацбанка» Андижанской, Бухарской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Ферганской областей и Ташкента резервы драгметаллов для ювелиров. Эта мера должна исключить лишние логические затраты.
Помочь сегменту намерены также за счет увеличения числа квалифицированных кадров. Президент Шавкат Мирзиёев одобрил организацию учебных курсов в сфере ювелирного дела с привлечением специалистов из Италии, Турции и других стран в моноцентрах «Ишга мархамат» и центрах профобучения в регионах.
Успешно окончившие учебные курсы могут получить льготные кредиты до 50 млн сумов для покупки инвентаря и оборудования для производства ювелирных изделий.
Эти и другие возможности должны стать толчком для отрасли, считает Александр Милентьев. Сейчас ассоциация готовится провести первую международную выставку Uzbek Jewellery Fair с 12 по 14 мая 2023 года, которая соберет производителей из 25 стран и привлечет внимание к ювелирному делу в Узбекистане.