Заведующая кафедрой Уголовно-процессуального права Ташкентского государственного юридического университета доктор юридических наук, профессор Дилдора Базарова считает, что необходимо переосмыслить проведенные реформы в сфере уголовных наказаний.
«Мы подошли к опасной черте, когда преступность может выйти из-под контроля, приобрести организованный и профессиональный характер», — считает доктор.
По ее словам, на протяжении последних 20 лет Узбекистан проводил политику либерализации уголовных наказаний — снизил строгость большинства статей Уголовного кодекса, по ряду составов преступлений запретил применять лишение свободы при возмещении ущерба, ввел возможность избежания уголовной ответственности в случае примирения с потерпевшим, а также широко применял амнистию и условно-досрочное освобождение.
Согласно статистике, число преступлений растет. Например, если в 2019 году было совершено 46,09 тыс. преступлений, то в 2020 году это количество выросло на 34,6%, достигнув 62,08 тыс. преступлений, в 2021 году произошел скачок на 60,8% (111,08 тыс. преступлений).
Помимо этого, в 2021 году почти половина уголовных дел не были доведены до суда, в 2022 году — чуть более четверти. Шанс досрочно освободиться от уголовного наказания либо смягчить его на практике также достаточно велик.
«Сложившаяся ситуация вызывает серьезное недовольство лиц, потерпевших от преступлений: им не возмещается причиненный вред, а преступники оказываются на свободе», — пишет Базарова.
Это влияет и на рост числа рецидивистов. Например, в 2022 году 11,4 тыс. (12,6%) совершивших преступления лиц оказались ранее судимыми, в 2021 году этот показатель составлял 8,7 тыс. лиц (10,8%).
По мнению доктора, одно из возможных решений — пересмотр условий для условно-досрочного освобождения и замены наказания более мягким. Необходимо определить виды преступлений, по которым преступники должны отбыть большую часть наказания (не менее 3/4) перед подачей ходатайства об условно-досрочном освобождении либо его замене на более мягкое наказание.
Также нужно повысить требования к отбытой части наказания для лиц ранее условно-досрочно освобождавшихся либо для которых наказание было заменено на более мягкое (не менее 3/4). Возможно, в этой части речь может идти об отмене такой возможности вообще, считает Базарова.
Ранее «Курсив» писал, что узбекистанцы будут получать до 92 млн сумов за борьбу с преступностью.