В прошлом году объем депозитов физических лиц в банковской системе Узбекистана поднялся почти на 70% и пробил отметку в 63,1 трлн. Эта сумма включает как срочные вклады, так и депозиты до востребования. «Курсив» выяснял, в каких банках граждане держат больше всего денег.
В частные руки
Не смог удержать первое место в 2022 году по объему депозитов граждан крупнейший банк страны по величине активов — «Узнацбанк». На 1 января 2023-го у него было 8 трлн сумов. Почти вполовину больше имел «Капиталбанк» — 11,6 трлн сумов. Частный игрок отодвинул на второе место государственного из-за резкого роста объем вкладов в 3,4 раза. Для сравнения: «Узнацбанк» смог увеличить свой портфель только в 1,5 раза.
Тройку лидеров по объему депозитов граждан замыкает «Агробанк» с объемом вкладов в 4,6 трлн сумов. Годом ранее банк был на втором месте, а в 2022-м занял третью позицию, так как рост портфеля был не таким существенным, как у ближайших конкурентов (+21,5%).
В целом почти все банки Узбекистана ощутили приток депозитной базы в минувшем году. Исключением стал только «Трастбанк», у которого зафиксировано небольшое сокращение на 1,3%. Судя по росту его портфеля в корпоративном сегменте на 18,5%, финучреждение было сосредоточено на обслуживании бизнеса, а не граждан. По информации на сайте «Трастбанка» видно, что самый доходный вклад для физлиц приносит 20% годовых, тогда как целый ряд других банков предлагает 22–24%.
Причины и польза
ЦБ Узбекистана связывает рост депозитов граждан с положительной доходностью в 4–5% по сравнению с инфляционными ожиданиями (15–16%) на ближайший год.
В своем недавнем отчете «Оценка отраслевых и страновых рисков банковского сектора: Республика Узбекистан» агентство S&P отметило, что рост в 2022 году был вследствие масштабного притока денежных переводов и депозитов нерезидентов из России на фоне российско-украинского кризиса.
Регулятор в РУз видит пользу от таких изменений, так как значение внутренних депозитов как источника финансирования кредитов растет.
«В последние два года темпы роста депозитов формируются на более высоком уровне, чем темпы роста кредитов. Это в свою очередь снижает уязвимость банков к внешним рискам, повышает диверсификацию источников финансирования и обеспечивает наличие у банков относительно стабильной внутренней ресурсной базы», — отмечают в ЦБ.
S&P перечисляет и слабые стороны. Аналитики агентства прогнозируют, что депозиты в иностранной валюте по-прежнему будут составлять около 40% общего объема (почти как в 2022 году) в среднесрочной перспективе. Это отражает опасения вкладчиков, связанные с высокой инфляцией и потенциальной девальвацией национальной валюты.
В Центробанке РУз, напротив, ожидают снижение долларизации депозитов и увеличение объема сбережений в сумах. В ЦБ уверены, что такой тенденции будут способствовать положительные реальные процентные ставки и стабильность валютного курса.