Более трех десятков госкомпаний и банков в Узбекистане переходят под управление UzAssets. Функцию акционера в них возьмет на себя Агентство стратегических реформ (АСР). В организациях будут внедрять принципы ESG, повышать их стоимость и инвестиционную привлекательность. «Курсив» разбирался с экспертами, какие перспективы есть у нового подхода.
Ускорить процесс
Шавкат Мирзиёев в постановлении от 1 марта обозначил, что новая практика внедряется для продолжения в стране системной работы по внедрению корпоративного управления в госкомпаниях. Реформировать собираются «Навоийский ГМК», «Навоийуран», «Алмалыкский ГМК», «Узбeкистон тeмир йуллари», Uzbekistan Airways, «Узпромстройбанк», «Туронбанк» и другие финучреждения и компании. Всего в списке 31 организация. Функции акционера в них ранее выполняли в основном Министерство экономики и финансов и Агентство по управлению государственными активами.
В АСР на вопрос «Курсива» о причинах перемен заявили: «Изменения вызваны стремлением руководства Узбекистана ускорить реформы крупных государственных компаний и банков. За последние годы в этом направлении проделана большая работа. Ее результатами стали подготовка отчетности крупных государственных предприятий в соответствии с международными стандартами, привлечение независимых членов Советов, получение рядом государственных предприятий и банков кредитных рейтингов от ведущих международных агентств».
При этом в АСР пояснили, что в результате проводимых административных реформ произошли изменения в задачах госорганов, которые ранее выполняли функции государственного акционера. В этой связи эти функции возложены на АСР.
«Главная цель реформ госпредприятий остается без изменений — это повышение производственной и финансовой эффективности, конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, техническая и управленческая модернизация, привлечение иностранных инвестиций и обеспечение достаточного уровня зарплат и условий для работников», — заявили в АСР.
В поисках капитала
Старший менеджер практики по изменению климата и устойчивому развитию Ernst & Young в Узбекистане Татьяна Мирошниченко считает, что постановление президента всего лишь систематизирует и позволяет ускорить развитие приоритетных отраслей экономики в концепции устойчивого развития. Делать это собираются за счет внедрения международных стандартов и лучших отраслевых практик в экологические, социальные и корпоративные аспекты.
«На государство оказывают давление как внешние международные финансовые институты, так и запрос на быстрые трансформационные процессы в приоритетных отраслях экономики — необходимость привлечения существенного объема финансовых ресурсов, в том числе с использованием внешнего заемного финансирования», — объяснила эксперт.
Управляющий директор инвестиционно-консалтинговой компании Alkes Research Одил Мусаев добавляет, что успешное внедрение ESG-принципов значительно поспособствует повышению инвестиционной привлекательности предприятий, что весьма актуально в приватизационный период на фоне глобального тренда на ESG.
«Одним из основных преимуществ для компаний, внедряющих зеленые практики, становится доступ к дополнительным инвестиционным ресурсам на более выгодных условиях. Мировой опыт показывает, что надлежащее соответствие ESG-принципам положительно влияет на денежный поток и бизнес осознает необходимость обновления производства, организации грамотной социальной политики и прозрачного корпоративного управления», — прокомментировал Мусаев.
Усилия для роста
Трансформационные процессы на первом этапе могут встречать некоторое сопротивление внутри компаний, предупреждает Татьяна Мирошниченко. По ее словам, также потребуется время на перестройку процессов, в том числе обучение персонала, создание внутренних структур, отвечающих за вопросы устойчивого развития компаний. Необходима и поддержка руководства организаций, а также органов управления, чтобы обеспечить быстрый и эффективный переход. Эксперт уверена, что первые результаты, если говорить о повышении прозрачности, создании дополнительной стоимости и трансформации бизнес-процессов при внедрении ESG, можно будет увидеть только через 1–1,5 года. Но для этого на первых этапах нужно привлекать международные консалтинговые компании, которые уже имеют опыт по разным ESG-аспектам.
«Развитие решения на единой платформе под управлением одного оператора действительно может повысить качество и эффективность внедрения стратегий и инструментов в области устойчивого развития в операционную деятельность компаний, которые будут находиться под управлением UzAssets. Во многом результаты будут зависеть от качества экспертизы и лучших практик, которые будут использованы для разработки стратегических приоритетов по всем аспектам устойчивого развития, способностей менеджмента компаний к отраслевой адаптации предлагаемых решений», — резюмировала Татьяна Мирошниченко.
Одил Мусаев добавляет, что внедрение ESG-принципов — процесс комплексный, требующий капиталовложений и вовлечения на всех уровнях управления. Эксперт считает, что, помимо государственного содействия, предприятиям нужно налаживать связи между собой, обмениваясь опытом и идеями, а также получать информационную и техническую поддержку со стороны экспертного сообщества.