Во вторник, 2 мая, в Ташкенте прошла первая международная IT-конференция «Как Узбекистан и Казахстан превращают регион в IT-хаб для бизнеса и талантов». Мероприятие организовал «Курсив Узбекистан». В течение нескольких часов представители власти, предприниматели и эксперты обсуждали значимые для отрасли вопросы. Редакция «Курсива» отобрала наиболее интересные мнения и показательные кейсы.

Отрасль аутсорсеров
По информации статистических агентств Казахстана и Узбекистана, рынки IT-услуг обеих стран переживают бурное развитие. С 2015 по 2021 год отрасль информационных технологий в Казахстане выросла на 130%, до $3,89 млрд. На рынке Узбекистана денег меньше — всего $380 млн. Но стоит учитывать, что эта сумма увеличилась на $300 млн за последние шесть лет.
«В Узбекистане экспорт IT-услуг за I квартал 2023 года вырос в три раза. За этот период объем экспорта компаний резидентов IT-парка (специализированной площадки по развитию IT-бизнеса в стране — «Курсив».) превысил $50 млн. Статус резидента получили более 200 компаний», — рассказала советник министра цифровых технологий Узбекистана Камола Сабирова.

Сейчас в стране активнее всего развивается сегмент аутсорсинга бизнес-процессов (BPO). Первые местные компании, которые оказывали иностранным партнерам такие услуги, появились еще в середине 2000-х годов. Однако бум индустрии пришелся на последние годы.
По словам заместителя директора IT-парка Махлиё Муксиновой, BPO-резиденты площадки работают с партнерами из Соединенных Штатов Америки (США), Германии, Великобритании и из других стран. «Если в 2022 году основной рынок для наших компаний был в США, то по итогам I квартала 2023 года доля услуг, оказанных в США, снизилась до 43%», — сказала Муксинова. Она добавила, что снижение произошло за счет увеличения объема экспорта аутсорсинг-услуг в другие страны. Среди них Великобритания и прочие европейские государства, а также СНГ.

Муксинова согласилась с тем, что еще в прошлом году основным драйвером развития IT-сферы Узбекистана было BPO. Однако этот тренд уходит в прошлое. «BPO сейчас составляет около 20% от всего объема оказанных экспортных услуг. Мы от BPO медленно переходим к software, к услугам в области разработки. Это хорошо, так и предполагалось», — отметила представитель IT-парка и пояснила, что в январе — марте резиденты площадки начали оказывать заказчикам больше услуг по разработке сервисов и игр.
E-com собирает жатву
Рынок электронной коммерции (e-commerce) Узбекистана испытал на себе влияние пандемии COVID-19, но с ее окончанием не пережил падения — пользователи привыкли к удобству этого способа покупок.

По состоянию на 2021 год объем рынка e-commerce в Казахстане составлял $2,626 млрд, в Узбекистане — $644 млн. За 2022 год казахстанский рынок увеличился на 30%, в период действия COVID-ограничений этот показатель равнялся 69%. Прогнозируется, что эти показатели к 2025–2026 годам вырастут до $5 млрд и $1 млрд соответственно. По данным исследовательской компании Statista, с 2021 по 2025 год объем транзакций в финтехе Узбекистана вырастет на 123%, для Казахстана этот показатель будет равен 110%.

«Существует тренд на гибридизацию обоих способов совершения покупок – онлайн и офлайн. Есть какие-то категории товаров, которые удобнее покупать в офлайне, потому что их надо пощупать. И есть категории товаров, которые удобно заказывать онлайн», — сказал, отвечая на вопрос «Курсива» в ходе второй сессии конференции, технический директор маркетплейса Uzum Market Кевин Ханда.

Эксперты отмечают продолжающийся рост доли онлайн-платежей в РУз, старт которому был положен в период пандемии. «Как сохранить этот тренд? Предоставить не количественный, а качественный сервис. Клиенты могут менять приложения, на рынке много альтернативных услуг. Брать в этих условиях надо удобством для пользователей», — отметила генеральный директор Freedom Pay Uzbekistan Умида Зиямова.

Что касается Казахстана, то в этой стране с концом пандемии наблюдается некоторое замедление темпов роста e-commerce. «Крупные маркетплейсы, особенно в Казахстане, уже смотрят не только на привлечение клиентов, но и на их удержание, на увеличение стоимости внутри систем», — рассказала лидер практики цифровой трансформации PwC Eurasia Жанаргуль Изимова. По ее словам, в этом игрокам рынка помогают технологии искусственного интеллекта.

Финтех-компании в условиях быстрого технологического прогресса нуждаются в оперативном и прозрачном диалоге с государственными регуляторами, заявила Зиямова. «Насколько грамотно, насколько открыто мы сможем установить диалог — от этого будет зависеть совершенствование наших платежных систем», — сказала генеральный директор Freedom Pay Uzbekistan.

В свою очередь зампред Финтех-ассоциации Узбекистана Отабек Насыров призвал игроков финтех-рынка активнее участвовать в инициативах ассоциации для выстраивания диалога с регуляторами и другими государственными органами. Он также призвал к стандартизации в рамках региона. «Нас в мире знают скорее не как Узбекистан и Казахстан, а как Центральную Азию. Поэтому нужна максимальная интеграция, и не только нормативная. Технические регламенты, я считаю, тоже должны быть упрощены, стать едиными в Центральной Азии», — отметил Насыров.

Вопрос двух кликов
На последней сессии конференции эксперты говорили о темпах цифровой трансформации экономик стран Центральной Азии. Заместитель председателя правления казахстанского Отбасы банка Эльмира Распекова в свою очередь заявила, что путь цифровизации у каждой компании специфичен. Успешность внедрения новых технологий зависит в том числе от профессионализма команды.

Участники подчеркнули, что Казахстан лидирует среди стран Центральной Азии по уровню доступности цифровых госуслуг. Электронное правительство Казахстана предоставляет населению более 700 онлайн-услуг. В 2022 году их оказали 26,7 млн раз. На едином портале интерактивных государственных услуг Узбекистана доступно свыше 400 услуг. Число зарегистрированных пользователей платформы достигло 3,5 млн.