В России сформировалась индустрия цифровой слежки за действиями населения. Видную роль в ней играет холдинг Citadel Group, ранее связанный с российским миллиардером узбекского происхождения Алишером Усмановым, утверждается в расследовании, которое опубликовало издание The New York Times (NYT).
Издание сослалось на источники внутри России. В их числе: эксперты по безопасности, цифровые активисты и сотрудники фирм-подрядчиков, которые задействованы в этом процессе.
По информации NYT, полиции и Федеральной службе безопасности России, благодаря подрядчикам, доступен большой диапазон технологий для слежки за владельцами телефонов и пользователями интернет-сайтов. Правоохранительные органы имеют возможность узнать местоположение гаджетов, идентифицировать анонимных пользователей социальных сетей, взламывать учетные записи и расшифровывать сообщения в таких приложениях, как Telegram, WhatsApp и Signal.
Эти средства, написало NYT, используются властями России для сохранения политической власти в условиях продолжающегося противостояния в Украине, санкций, геополитической и внутренней напряженности.
«Все это сделало людей параноидальными, потому что, если вы общаетесь с кем-то в России, то не можете быть уверенными, что это безопасно. Трафик активно отслеживается», — приводит издание слова активистки за цифровые права Алены Поповой. Она добавила, что технологии используют для наблюдения не только за активистами, но и за теми, кто не согласен с действиями властей России в Украине.
В результате в России возник целый ряд специализированных компаний, отметили собеседники NYT. Эти фирмы, как правило, начинали с прослушки телефонных разговоров, после чего сконцентрировались на выпуске более продвинутых инструментов для служб разведки.
Часть из таких компаний принадлежит Citadel Group. По данным Госдепартамента США, холдинг контролирует от 60% до 80% российского рынка технологий для мониторинга телекоммуникаций. В числе наиболее заметных игроков на рынке NYT называет MFI Soft и Protei.
Представители Усманова сообщили изданию, что он в течение нескольких лет не участвовал в принятии управленческих решений, связанных с компанией USM, которая владела Citadel до 2022 года.
Опрошенные NYT эксперты выразили мнение, что разработанные в России технологии слежки могут быть проданы за рубеж.