Владимир Владимирович, в январе компания Humans реализовала первый транш привилегированных акций среди узбекистанских инвесторов. Почему вы выбрали такую модель привлечения инвестиций?
– Humans — это первый суперапп в Узбекистане, поэтому для размещения привилегированных акций мы использовали механизмы локального фондового рынка. В стране только начинает формироваться инвестиционная инфраструктура: IPO проводятся редко, инвесторы достаточно консервативны, а инструментов для вложения капитала не так много. Но, как показывает наш опыт, выход на фондовой рынок Узбекистана может быть успешным, если ставить реалистичные цели.
Перед размещением акций мы поставили две задачи: привлечь в компанию финансирование и подтвердить оценку компании, установленную андеррайтером Freedom Broker. В итоге мы реализовали все привилегированные акции в полном объеме, собрав 50 млрд сумов от инвесторов, а также подтвердили оценку Humans в $150 млн.
Выпуск акций — это важный этап в становлении каждого стартапа. Инвесторы не просто получают доступ к ценным бумагам — в процессе размещения они могут оценить реальное положение компании на рынке, ее потенциал и перспективы. Выпуск префов Humans может послужить драйвером тренда на локальном рынке — фактически компания первой реализовала в Узбекистане pre-IPO. Возможно, другие компании последуют нашему примеру.
Как вы оцениваете работу андеррайтера в процессе размещения акций?
– Мы сотрудничали с Freedom Broker, и андеррайтер взял на себя нестандартную задачу. Как я уже говорил, фондовый рынок Узбекистана пока только формируется, и привычные инструменты здесь либо отсутствуют, либо существуют в зачаточной стадии. Поэтому приходится выступать в роли первопроходца — в нашем случае мы первыми опробовали модель pre-IPO. Несмотря на особенности местного фондового рынка, мы с Freedom Broker провели запуск в установленные сроки, а главное, реализовали все привилегированные акции — инвесторы выкупили 50 тыс. ценных бумаг по цене 1 млн сумов за штуку.
Планируете ли вы экспериментировать с другими форматами размещения, не только на внебиржевом рынке? Стоит ли ожидать, что Humans проведет полноценное IPO или выпустит долговые инструменты в ближайшее время? Возможно, рассматриваете листинг акций на Республиканской фондовой бирже «Тошкент»?
– Если посмотреть на статистику, то обычно с момента привлечения венчурного капитала до IPO проходит не меньше 6-7 лет. Поэтому Humans пока рано проводить публичное размещение. Прежде мы хотим еще больше нарастить ключевые показатели, прочно укрепиться на рынке и, возможно, выйти в новые регионы. А на это потребуется как минимум 3-5 лет, что абсолютно нормально в рамках цикла жизни стартапа.
Humans строит суперапп в Узбекистане. И вы не раз отмечали, что это экспериментальная модель для локального рынка. Если оценивать компанию на этом этапе, эксперимент удался?
– Судите сами — в 2022 году мы увеличили выручку на 38% по сравнению с 2021-м, несмотря на глобальную инфляцию и экономический спад. Оборот экосистемы Humans, которая включает финтех-сервисы, услуги связи и внутренний маркетплейс, вырос на 230%. Но финансовые показатели не всегда отражают полную картину. Нам важно не просто показать впечатляющие цифры в отчетности, главная цель Humans — это повышение цифровой и финансовой грамотности, популяризация формата супераппа в Узбекистане.
Нет задачи просто наращивать клиентскую базу, если люди не будут пользоваться продуктом регулярно, изо дня в день. Мы стараемся сформировать у узбекистанцев новые цифровые привычки, например, привычку расплачиваться безналом, хранить сбережения на карте, копить кешбэк. Причем использовать несколько возможностей одновременно, в комплексе, чтобы клиент получал максимальную выгоду.
Как компания планирует развиваться в дальнейшем? Собираетесь выходить на новые рынки, запускать новые вертикали продуктов?
– Глобально — да, Humans планирует экспансию в новые регионы, но прежде мы хотим добиться максимальных результатов в Узбекистане — для начала удвоить показатели компании в течение двух лет, в том числе в два раза увеличить выручку и число активных пользователей. Кроме того, планируем развивать маркетплейс — внутреннюю торговую площадку, которая позволяет обменивать кешбэк на полезные товары.
Для Humans главное — адаптировать суперапп к реалиям локального рынка, то есть показать, что бизнес-модель пользуется спросом как в Узбекистане, так и во всей Центральной Азии. Отчасти это уже доказывает Kaspi, однако, мы работаем на другом рынке и в других реалиях. С точки зрения Humans, успех — это популяризация супераппа как продукта.
И растущий интерес инвесторов к компании доказывает, что у экосистемных продуктов на локальном рынке большое будущее.