Кадр за кадром
Один из жизненно важных факторов развития любой отрасли экономики — наличие квалифицированных специалистов. Сфера фармацевтики, конечно, не исключение. Kursiv Research вместе с экспертами постарался ответить на вопрос, какова в Узбекистане ситуация с подготовкой кадров для фармацевтических компаний, учреждений здравоохранения и производств лекарственных препаратов.
Емкость рынка
Насколько фармацевтическая отрасль важна для экономики современного Узбекистана? Это отнюдь не праздный вопрос, поскольку ответ на него определяет возможности трудоустройства выпускников-фармацевтов.
В Агентстве статистики при президенте Республики Узбекистан подсчитали, что в первой половине 2022 года производство основных фармацевтических продуктов и препаратов в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности страны занимало 1,7%. Для сравнения: на выпуск текстиля и одежды тогда приходилось 14,7%, продуктов питания, напитков и табака — 11,8%. Лидерами оставались металлургические и металлообрабатывающие предприятия (43,2%).
В то же время платформа немецкой компании Statista прогнозирует, что по итогам 2023 года выручка на фармацевтическом рынке страны достигнет $543,1 млн. Наиболее емкой в финансовом отношении категорией будут, по ожиданиям, онкологические препараты.
Kursiv Research писал, что в Узбекистане ежегодно потребляют лекарств на $1,6 млн. Номенклатура выпускаемых внутри страны препаратов выросла за последние несколько лет почти в шесть раз — до 3,5 тыс. наименований. Добиться такого показателя удалось за счет увеличения числа предприятий: с 48 в 2017-м до 226 на конец 2022 года.
Другими словами, фармацевтическая отрасль в стране развивается и задел для этого немалый.
Где учат фармацевтике
В Узбекистане действует ряд учебных заведений, где можно получить востребованную на фармацевтическом рынке специальность.
Например, в Ташкенте есть профильный фармацевтический университет, а также Республиканский центр повышения квалификации и специализации средних медицинских и фармацевтических работников.
В Самаркандском государственном медицинском университете создан специализированный фармацевтический факультет.
Однако количество студентов, которые учатся на фармацевта, в сравнении с другими медицинскими специальностями невелико. Так, по данным национального Агентства статистики, в 2020/2021 учебном году (информация о последующих периодах не приводится) из 38,2 тыс. обучающихся по профессиям, связанным со здравоохранением, фармацевтическое образование в Узбекистане получали 3,9 тыс. человек. Сравним с лечебным делом: там число студентов составило 18,4 тыс.
Главное не количество, а качество
На направление фармацевтики в вузы Узбекистана ежегодно принимают примерно 650-875 человек на уровне бакалавриата. За последние несколько лет это число возросло.
При этом, как рассказал Kursiv Research ректор Фармацевтического технического университета Абдумалик Джуманов, перед образовательной системой страны стоит задача выполнить не количественные, а качественные показатели.
«Новому Узбекистану — новые вызовы. Фармацевтическая отрасль непосредственно влияет на качество жизни населения. Этот сектор в нашей стране должен быть конкурентоспособным в мировом масштабе. Так что необходимо решить вопрос с кадрами широкого спектра — начиная с создания лекарственных средств и заканчивая доведением их до конечных потребителей, до пациентов», — пояснил Джуманов.
Он особо выделил значение для современного фармацевтического сектора междисциплинарных специалистов. Речь идет о тех, кто обладает знаниями в сферах нано- и информационных технологий, больших данных, искусственного интеллекта и машинного обучения, электроники, а также отраслевого менеджмента.
Собеседник Kursiv Research добавил, что в Фармацевтическом техническом университете на основе мировых стандартов и с участием зарубежных партнеров создается система по обучению специалистов этого спектра кадров. После завершения строительства в Ташкенте фармацевтического кластера вуз будет располагаться на его территории. Выпускники учебного заведения станут получать дипломы международного образца.
В кластере также планируется разместить фармацевтические производства и научные центры. Учитывая то, что университет будет заниматься и научной работой, на одной площадке удастся создать единую экосистему, объединяющую исследования и разработки, подготовку кадров и практическую работу по выпуску лекарств. Наконец, там же планируется подготовить условия для повышения квалификации фармацевтических специалистов.
Пока в Узбекистане остаются актуальными несколько проблем, связанных с квалификацией кадров в фармацевтике.
Так, пояснил Джуманов, не все сотрудники аптек сегодня могут подобрать для пациента лекарство, исходя из химического состава. Они привыкли работать с торговыми наименованиями и не могут предложить заменители. Кроме того, зачастую препараты в аптеках продают пациентам без учета рекомендаций врачей.
Во многих развитых странах эти проблемы решают путем подготовки клинических фармацевтов. Такие специалисты подбирают лекарства адресно, основываясь на индивидуальных показателях здоровья пациента. Ректор университета уверен, что Узбекистан со временем тоже придет к такой системе.
Джуманов добавил, что образованию страны нужно готовиться и к внедрению страховой медицины, где существуют четкие алгоритмы лечения и приема препаратов. Специалисты должны будут в них прекрасно разбираться.
«Наличие хороших кадров — один из важных факторов привлечения инвестиций, а значит стабильности национальной экономики», — сказал Джуманов. Он призвал молодежь и их родителей обращать больше внимания на точные науки и науки о жизни, поскольку в современном технологическом обществе их востребованность будет только расти.
Законодательные меры
В Узбекистане приняли Концепцию развития фармацевтической отрасли страны до 2024 года. Помимо прочих мер, среди которых — расширение экспорта, разработка новых видов продукции и создание специализированного кластера, документ предусматривает ряд действий, направленных на подготовку специалистов.
В частности, концепция подразумевает, что фармацевтическое образование в Узбекистане переформкатируется с теории на практику. Также предполагается широкое использование передовых технологий. Власти намерены сотрудничать в этой сфере с зарубежными образовательными учреждениями и по возможности хотели бы открывать их филиалы внутри страны. Материально-отраслевую базу отечественных учебных заведений также обещано обновить.
Как минимум еще полтора года государственная политика будет развиваться с опорой на эти реперные точки.
Слово работодателям
Главный индикатор качества подготовки кадров — их востребованность на рынке. Чтобы узнать, как работодатели оценивают знания и навыки специалистов из Узбекистана, Kursiv Research поговорил с представителями нескольких фармацевтических компаний.
Так, руководитель направления по работе с государственными органами AstraZeneca по России и Евразии Олжас Сатыбалдин заявил, что уровень экспертности как руководителей учреждений здравоохранения, так и в целом медицинских работников в нашей стране высок.
«Будучи включенными в систему обмена опытом на глобальном уровне, они (специалисты сферы здравоохранения из Узбекистана. — Ред.) участвуют в международных конференциях. Владение иностранными языками позволяет из первоисточников узнавать об актуальных изменениях в медицинской науке и получать необходимую для применения в современной практике информацию о методах лечения», — пояснил Сатыбалдин.
При этом руководитель направления AstraZeneca обратил внимание на распространенную в отрасли проблему — высокую нагрузку на врачей. Это мешает медикам полноценно заниматься своим дополнительным образованием.
Другая трудность — повышенное внимание к республиканским центрам, которые становятся лидерами по внедрению медицинских инноваций в стране. До структур первичной помощи эти новшества доходят не сразу.
«Для решения этой задачи (применение новаций в первичном звене медпомощи. — Ред.) мы разрабатываем образовательные программы для врачей и считаем необходимым сотрудничество с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан и профильными образовательными учреждениями в области медицины», — добавил собеседник Kursiv Research.
Кроме того, AstraZeneca нацелена на расширение подобных программ в регионах страны и на создание новых проектов, которые будут отвечать «растущим потребностям активно развивающейся медицины Узбекистана».
В фармацевтической компании STADA к ответу на вопрос о компетенции медицинских специалистов из Узбекистана подошли комплексно.
По мнению вице-президента STADA в регионе «Евразия» Арминаса Мацевичуса, в Узбекистане сложилась непростая ситуация с сотрудниками, которые работают на производствах: химиками, технологами, инженерами и мастерами по оборудованию. Примерно так же дела обстоят и в других странах на постсоветском пространстве — например, в Казахстане и Беларуси.
«Нужно понимать, что в Узбекистане фармацевтическая отрасль только начинает развиваться. А кадры для нее готовятся долго. Взять и условно завтра открыть завод нельзя, потому что там просто некому будет работать», — сказал Kursiv Research представитель STADA.
Мацевичус выразил мнение, что ускорить решение этой проблемы поможет прямое и постоянное взаимодействие между владельцами фармацевтических предприятий и учебными заведениями.
Что касается таких категорий специалистов, как фармацевты, фармакотехники и врачи, то их подготовкой в Узбекистане уже занимаются. И делают это, по мнению STADA, достаточно хорошо.
Наконец, отдельно наш собеседник выделил тех медиков, кто устраивается работать непосредственно в фармацевтические компании.
«Для таких специалистов и STADA, и другие игроки рынка стали настоящими образовательными площадками. Мы уделяем повышенное внимание обучению наших сотрудников: финансовым вопросам, навыкам продаж, общения и коммуникации», — пояснил Мацевичус.
По его словам, в STADA регулярно проходят стажировки по разным программам. После последней из них в компанию трудоустроились два специалиста из Узбекистана.
Однако, отметил вице-президент STADA в регионе «Евразия», важнее не сам факт трудоустройства медика после прохождения стажировки в целевую компанию, а накопленные им за это время знания, которые так или иначе принесут пользу национальному фармацевтическому рынку.
«Чем больше компаний будут уделять внимание вопросу обучения специалистов, тем легче станет пациентам, рынку и стране в целом. Мы же с вами тоже иногда заболеваем и в этой ситуации хотим, чтобы и врач знал, как лечить, и фармацевт понимал, какое лекарство предложить», — сказал Мацевичус.
Он добавил, что не менее важным является вопрос доверия потребителей к препаратам местного производства, в том числе — к дженерикам (лекарствам, которые содержат химические вещества, идентичные тем, что запатентовал первоначальный разработчик).
«Местные препараты должны отличаться высоким качеством и реально помогать людям заботиться об их здоровье. Тогда население станет им доверять», — отметил представитель STADA.