Программа по содействию управлению границами в Центральной Азии (BOMCA) и Программа по предотвращению распространения наркотиков в Центральной Азии (CADAP) отметили свое 20-летие — оба проекта поддерживаются Евросоюзом.
«За последние два десятилетия эти инициативы сыграли ключевую роль в укреплении сотрудничества, обеспечении стабильности и развития в регионах, где они реализуются. Самое главное, я считаю, что эти финансируемые ЕС программы служат важным инструментом для продвижения реформ и регионального сотрудничества в Центральной Азии. Так что 20 лет — это действительно огромная веха, которая заслуживает празднования», — заявила посол ЕС в Узбекистане Шарлотт Адриан.
CADAP на протяжении всего 20-летнего периода инвестировала в борьбу с наркотиками в Центрально-Азиатском регионе.
Программа улучшила систему мониторинга и оценки государственных компетентных органов и создала необходимую базу данных. Кроме того, специалисты создали систему предупреждения наркотиков, которые завозятся в страну, улучшили наркополитику и работу с анализом данных. С помощью инициативы были созданы региональные альянсы специалистов ЦА и налажено их сотрудничество с профильными агентствами ЕС.
Программу управления границами в Центральной Азии (BOMCA) ЕС запустил в 2003 году, чтобы поддержать диалог ЕС — Центральная Азия в области безопасности границ. За это время BOMCA помогала национальным агентствам, повысила квалификацию пограничных, таможенных и ветеринарных кадров на основе европейского опыта.
По словам координатора BOMCA 10 Гунтиса Пуятса, изначально эта программа создавалась для помощи по управлению границами, но позже спектр работы был расширен и включал в себя сферы торговли, миграции и помощь населению в приграничных районах. Всего ЕС инвестировал в Центральную Азию в рамках этой программы более 60 млн евро.
«В рамках текущей 10-й фазы BOMCA начала тесно сотрудничать с общинами приграничных районов для улучшения условий жизни местного населения, расширения прав и возможностей женщин и уделения особого внимания мигрантам с привлечением гражданского общества», — говорит Гунтис Пуятс.