Через пять-шесть лет дефицит воды в Центральной Азии станет хроническим. Ее будет не хватать вне зависимости от водности года. Такой вывод озвучил главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров на круглом столе в Алматы.
По его словам, дефицит воды в Центральной Азии связан с сокращением бассейна Аральского моря.
«В бассейне Аральского моря две реки — Амударья, Сырдарья. Стекает 116 кубокилометров в год, больше не будет, никогда. Меньше будет, больше не будет. То есть предложение воды — вот такое, а спрос растет», — подчеркнул Винокуров.
Основным потребителем воды в регионе является сельское хозяйство: 100,4 из 127,3 км3/год, или 80% используемой воды в регионе было израсходовано на ирригационные цели в 2020 году. Площадь орошаемых земель в Центральной Азии составляет 10,1 млн га, или около 2,9% мировой площади орошения. Эти земли обеспечивают почти 66% валовой продукции сельского хозяйства региона.
Однако ирригационная система сильно изношена и недостаточно технологична. Не хватает приборов учета и распределения поливной воды. Отсутствует контроль ее использования на поле. Средний возраст инфраструктуры составляет более 50 лет. До половины орошаемых земель подвержены засолению.
Экономическая эффективность использования воды в агропромышленном комплексе низкая. 40% водных ресурсов теряется в системе оросительных каналов из-за фильтрации.
«Переход к водосбережению представляется безальтернативным решением проблемы сохранения потенциала орошаемых земель и обеспечения продовольственной безопасности в Центральной Азии», — резюмировал эксперт ЕАБР.
По расчетам ЕАБР, стоки Амударьи и Сырдарьи образуются в Узбекистане в объеме 12,4 кубокилометров. При этом водозабор в РУз составляет 61,3 кубокилометра.
Ранее президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев прокомментировал строительство канала Куштепа талибами и призвал включить Афганистан в диалог стран Центральной Азии по совместному использованию воды.