Истории

Кто такие сармачары и почему Пакистан поссорился с Ираном

Объясняет "Курсив"
Фото: IANS

Пакистанские военные ударили по позициям военизированной организации «Освободительная армия Белуджистана» в Иране. Члены этой организации называют себя сармачарами.  Кто они такие, за что борются и почему разгорелся вооруженный конфликт между двумя странами, рассказывает «Курсив».

Сармачары — представители народности белуджей. Они борются за создание независимого государства на территории, которая входит в состав Пакистана, Ирана и Афганистана.

Как в Иране, так и в Пакистане белуджи подвергаются притеснению и дискриминации. В Иране конфликт носит религиозный характер. Белуджи в основном сунниты, тогда как официальной религией в стране является ислам шиитского направления.

В Пакистане провинция Белуджистан занимает 44% площади страны. Это один из самых бедных и слаборазвитых регионов несмотря на большие залежи меди, золота, нефти и природного газа.

Впервые «Освободительная армия Белуджистана» заявила о себе в 2000 году, взорвав бомбу в супермаркете в городе Кветта, административном центре пакистанского Белуджистана.

За регулярные акты насилия, жертвами которых наряду с военными, полицейскими и чиновниками, часто становятся мирные граждане, организация признана террористической в США, Великобритании, Китае и странах Евросоюза.

В борьбе с правительством в Исламабаде сармачары используют приграничные территории Ирана для базирования и укрытия. В самом Пакистане также есть группировки белуджских сепаратистов, которые действуют преимущественно против Исламской республики.

Одна из таких группировок — Джейш аль-Адль» («Армия справедливости») — в декабре прошлого года напала на полицейский участок в Захедане, столице иранской провинции Систан и Белуджистан, и убила 11 человек.  В ответ Корпус стражей исламской революции 16 января нанес удар по позициям боевиков на территории Пакистана, что и стало исходной точки обострения отношений между двумя государствами.

Пакистанский Белуджистан играет ключевую роль в реализации китайской инициативы «Один пояс — один путь». Поэтому официальный Пекин, у которого хорошие отношения с обеими сторонами, сегодня активно предлагает посредничество в разрядке напряжённости.