Многие годы в странах ЦА тема домашнего насилия была табуированной, считает председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева. Об этом она заявила в интервью информационной службы ООН.
«Вообще была закрытая тема [домашнего насилия], приписывали к нашим национальным традициям, менталитету, [говорили] что это, возможно, соответствует характеру народов центральноазиатских или мусульманских стран, так скажем. Но последние годы, конечно же, мировоззрение у людей изменилось, и женщины, стали действительно требовать, чтобы их права соблюдались», — сказала Нарбаева.
Она напомнила, что Узбекистан стал первым государством, которое криминализировало домашнее насилие в Центральной Азии.
«Сейчас, конечно, мы с удовольствием делимся своим опытом с другими странами. Мы слышим, что в Казахстане тоже принимается такой закон. Такой закон рассматривается и в других государствах. Но принятие этого закона – это лишь полдела. Самое главное – его реализация», — добавила председатель Сената.
По словам Нарбаевой, закон принимался трудно, рабочая группа работала над ним целый год.
«Конечно, люди, которые сидят на определенных позициях, мужчины-руководители, некоторые из них не хотели принимать эти нормы. Но, тем не менее, всем пришлось понять и принять то, что мы выдвигали. Поэтому этот закон был принят в апреле прошлого года, и он уже действует», — отметила Нарбаева.
Она подчеркнула, что сейчас в стране ведется большая пропагандистская и разъяснительная работа среди населения. Несмотря на то, что понятия физического насилия существовали и раньше, однако вопросы экономического насилия, вопросы психологического насилия, не отражались в узбекистанском законодательстве.
«Эти понятия были внедрены, и соответствующая разъяснительная работа ведется среди работодателей, в семьях. Вам, наверное, известно об институтах «махалля». <…> Через эти структуры мы ведем очень большую работу по разъяснению наших законодательных норм и по вопросам насилия», — заявила председатель Сената.