В последние недели в Узбекистане наблюдаются резкие скачки доллара. С начала апреля официальный курс американской валюты стремительно рос, пробив отметку в 12 700 22 апреля.
Несмотря на то, что позднее курс инвалюты немного сдал назад, аналитики прогнозируют, что к концу первого полугодия доллар будет стоить уже 13 тыс. сумов.
Большинство узбекистанцев беспокоит такой тренд. Население и бизнес считают, что динамика курса отразится на росте цен.
25 апреля на пресс-конференции в Центробанке председатель ЦБ Мамаризо Нурмуратов заявил, что главная причина роста курса доллара в стране — повышенный спрос на валюту. По данным ЦБ, за I квартал показатель вырос на 17%.
«Курсив» решил выяснить, почему растет спрос на доллар и есть ли опасения у населения насчет девальвации узбекского сума. Для этого редакция пообщалась с гендиректором «Alif Узбекистан» Нуриддином Лафизовым и аналитиком Avesta Investment Group Маликой Исмоиловой.
Причины повышенного спроса
По мнению Нуриддина Лафизова, повышение спроса на доллар в начале года часто обусловлено сезонными факторами. В такие периоды наблюдается естественное увеличение спроса на валюту, что может приводить к небольшому росту курса.
«Это является обычным явлением и не должно вызывать особой тревоги. С учетом сезонного роста денежных переводов ситуация на валютном рынке обычно начинает стабилизироваться. Мы уже видим отголоски стабилизации, если в середине апреля курс был на уровне 1 доллар = 12 697 сумов, то к концу апреля курс укрепился до 1 доллар = 12 620 сумов, что указывает на начало этой стабилизации», — считает Лафизов.
Аналитик Avesta Investment Group Малика Исмоилова полагает, что повышенный спрос спровоцирован наращиванием импорта товаров и услуг. Ссылаясь на данные Статагентства, специалист заявляет, что в 2023 году объемы импорта выросли до $38,1 млрд, что больше на $7,3 млрд по сравнению с показателями 2022 года. Экспорт также вырос до $24,4 млрд относительно объемов поставок в 2022-м, когда они составляли $19,7 млрд. Из них $8,15 млрд — продажа золота, это привело к отрицательному сальдо торгового баланса в размере $13,8 млрд. Продажа золота со стороны ЦБ была направлена на покрытие дефицита валюты. Другим источником покрытия являются также денежные переводы.
«В краткосрочной перспективе спрос на доллар скорее всего останется на высоком уровне, поскольку факторы, стимулирующие спрос, продолжат действовать — в частности, существенную часть импорта составляют машины и оборудование, контракты по которым носят долгосрочный характер и не могут быть отменены или сокращены быстро», — говорит аналитик.
Государство вносит корректировки
По словам Лафизова, чтобы стабилизировать валютный курс и сдержать чрезмерный спрос на валюту, ЦБ в качестве ключевого инструмента использует международные резервы.
«Эти резервы обеспечивают необходимый «буфер» для минимизации негативных внешних экономических шоков и поддержания финансовой стабильности», — говорит эксперт.
На начало 2024 года международные резервы Узбекистана составили около $32,47 млрд. Несмотря на незначительный спад резервов в сравнении с прошлыми годами, сегодня объем резервов обеспечивает поддержку более чем на 16 месяцев импорта, что существенно превышает минимальную рекомендацию международных организаций о наличии резервов на уровне минимум трех месяцев импорта.
«Таким образом, можно смело сказать что Узбекистан сегодня обладает достаточным уровнем международных резервов для того, чтобы эффективно реагировать на колебания спроса на иностранную валюту и поддерживать финансовую стабильность в случае возникновения потенциальных экономических шоков», — говорит Лафизов.
В дополнение к этому Исмоилова отмечает, что для корректировки скачков курса государство может начать активнее работать над улучшением инвестиционного климата и развитием экономики — это увеличит приток прямых инвестиций, которые могут покрыть дефицит торгового баланса страны. Выпуск долговых бумаг также является средством привлечения валюты в страну для покрытия разрывов в спросе и предложении. Третий вариант — ЦБ может проводить валютный интервенционизм, продавая и покупая валюту для стабилизации курса.
Видят ли в долларе «безопасную гавань»
По словам Лафизова, население и бизнес отчасти озабочены возможной девальвацией узбекского сума. Это может стимулировать спрос на американскую валюту. Однако есть признаки того, что зависимость от иностранной валюты среди населения постепенно снижается.
«Увеличение объема депозитов в национальной валюте указывает на растущее доверие к местной валюте. Народ не спешит забирать и конвертировать свои сбережения, что может свидетельствовать о снижении беспокойства относительно стабильности сума», — отмечает руководитель «Alif Узбекистан».
Говоря о частном секторе, Лафизов считает, что хоть компании, связанные с импортом, и могут ощущать большее беспокойство из-за потенциальных колебаний курса валюты, в целом бизнес адаптировался к текущей экономической среде.
«Большинство предпринимателей осознают, что государство активно следит за ситуацией и в случае необходимости предпримет меры для предотвращения серьезных колебаний», — констатирует Лафизов.
У Малики Исмоиловой схожее мнение.
«Опасения присутствуют, однако, судя по данным ЦБ, население проявляет увеличенный интерес к хранению сбережений в сумах на банковских депозитах в силу предложения высоких ставок по депозитам со стороны банков», — говорит аналитик.