Давкой, десятибалльными пробками, дракой из-за бесплатного мороженого и испорченным настроением запомнился День защиты детей тем, кто хотел провести его в парке «Ашхабад» на акции «Игрушкопад». «Курсив» разбирается, какие ошибки допустили организаторы праздника и могло ли быть по-другому.
Испорченный праздник
Анонс мероприятия в парке «Ашхабад» появился в его Instagram и активно распространялся в социальных сетях. Организаторы обещали выстрелить из пушки 20 тыс. игрушек и провести парад мультипликационных героев. Дополнительным бонусом шло бесплатное мороженое.
За час до полудня у ворот «Ашхабада» возникло столпотворение, а на всех подъездных дорогах образовались десятибалльные пробки. Чтобы добраться до парка, люди шли прямо по проезжей части. На видеозаписях, распространившихся в социальной сети, видно, что некоторые пытались проникнуть в «Ашхабад» перебравшись через забор со стороны железной дороги.
Испугавшись такого наплыва (по некоторым данным, пришло более 40 тыс. человек), организаторы отменили мероприятие «по техническим причинам», после чего началось хаотичное «отступление». Вскоре очевидцы сообщили о давке в подземном переходе, вестибюле и на станции метро «Машинасозлар».
Часть людей покидала окрестности парка по насыпи вдоль железнодорожных путей прямо на фоне идущих поездов.
Те, кто все же смог попасть в парк, вряд ли смогли в полной мере насладиться праздником, так как настроение было испорчено. Некоторые посетители стали хватать мягкие игрушки с полок аттракционов и магазинов. Столпотворением и потасовками закончилась раздача бесплатного мороженого.
Около двух часов дня МВД объявило об отмене всех акций по бесплатной раздаче вещей, запланированных на этот день в столице.
Плохой экспромт
Специалисты по организации массовых мероприятий видят главную проблему в отсутствии логистики и координации действий с городскими экстренными службами.
«Если организаторы рассчитывали раздать 20 тысяч игрушек — это расчет на огромную аудиторию, десятки тысяч человек. Такие события планируются и согласуются со всеми службами, включая экстренные службы, за месяцы, все оформляется документально. Такое ощущение, что акция была проведена вообще без уведомления городских властей и стала экспромтом. Плохо продуманным и вышедшем из-под контроля», — считает генеральный директор Event Consulting Service Александр Поляков.
По его словам, давки на входе и внутри парка можно было бы избежать, если бы организаторы выставили на ходе ограждения «змейкой» и обустроили «фильтры накопители» — 500 человек заходят, пять минут перерыв. Это позволило бы разбить толпу на небольшие партии, уточняет Поляков.
Кроме того, организаторы могли бы предусмотреть и установку указателей, чтобы направить человеческий поток в нужное русло, однако ограничились объявлениями по мегафону.
Есть вопросы и к работе правоохранителей. Они не смогли предотвратить ни массовый выход людей на проезжую часть на подходах к «Ашхабаду», ни драк между разгоряченными посетителями из-за бесплатного мороженого.
По воспоминаниям побывавших на «Игрушкопаде», в полдень ни на подходах к парку, ни внутри него вообще не было заметно людей в форме, во всяком случае в количестве, сопоставимом с другими массовыми мероприятиями.
Решение отменить акции с бесплатной раздачей вещей по всей столице было верным, но запоздалым и никак не повлияло на происходившее в самом парке.
Очевидцы, которые пытались уехать в тот день на метро, сообщали, что не видели, чтобы кто-то пытался регулировать людской поток, хлынувший в подземный переход станции «Машинасозлар».
Поворот не туда
Урбанист Юрий Мананников напоминает, что транспортная доступность парка «Ашхабад» и в будние дни довольно низкая.
«Рядом с парком монструозный в своих габаритах перекресток Махтумкули — Боткина без регулируемых поворотных фаз и разделенных потоков, что типично для Ташкента. Из-за этого три ряда забиваются автомобилями, которые собираются повернуть налево, и при этом стоят на зеленый сигнал светофора. Пропускная способность раза в два снижается, и перекресток стоит, с без того избыточными шестью-семью полосами», — отмечает эксперт.
Логично, что такой перекресток не справился с аномальным наплывом личного автотранспорта и встал, парализовав движение на прилегающих улицах.
Многие люди, устав ждать в мертвой пробке, просто бросали машины где придется, и проделывали остаток пути пешком. Это еще больше усугубляло транспортный коллапс.
На те же грабли
Аномальные скопления людей в одном месте, часто приводящие к конфликтам при раздаче чего-то бесплатного или на продажах по бросовым ценам, происходят регулярно. Вот лишь несколько примеров из нашей недавней истории.
В 2017 году на фестивале традиционной культуры «Узбегим» повара приготовили рекордные 7,3 тонны плова, которые планировалось раздать посетителям. Это спровоцировало жуткую давку, которая чудом обошлась без жертв.
«Битва за плов» повторилась в самый разгар пандемии, в ноябре 2021 года, при открытии десятиэтажного ТЦ в столице.
В 2022 году толпа, привлеченная 70-процентной скидкой на бытовую технику, штурмовала вход в ТЦ «Атлас» в Чиланзарском районе Ташкента.
В январе этого года столпотворением закончилась раздача 300 бесплатных мужских пальто в магазин «Brand Rows».
19 мая женщины устроили давку у входа в магазин религиозной одежды в Шайхантахурском районе, где объявили большие скидки на коллекцию прошлого сезона.
Неправы те, кто склонен винить в этом национальный менталитет. Такое поведение явление универсальное. Его можно наблюдать и в самых бедных странах Африки, и в сытой Америке. Есть даже сайт, на котором фиксируются происшествия, связанные с самым популярным с США днем массовых распродаж — Черной пятницей. Прямо сейчас счетчик показывает цифры: 17 погибших, 125 получивших ранения и увечья.
Эффект нуля
Так почему люди теряют голову ради возможности получить что-либо бесплатно, даже если речь идет о дешевой китайской игрушке или копеечном мороженом, которые явно не стоят ни затраченного на дорогу и ожидание времени, ни сожженных в баке автомобиля бензина и газа?
По словам клинического психолога Дениса Долгова, в таких ситуациях одновременно срабатывают три психологических механизма, противостоять которым очень сложно: синдром упущенной выгоды, эффект толпы и конкуренция за ресурсы.
«Когда есть возможность получить что-то на халяву, у многих включается почти непреодолимое желание не упустить такую выгодную возможностях. Это желание может носить иррациональный характер, и сопротивляться ему очень сложно. Если это происходит в местах массового скопления людей, то таких желающих становится очень много. Зачастую люди думают, что халявы на всех может не хватить, и начинается процесс конкуренции за ресурсы, а так как это происходит в условиях толпы, то человеческий облик борющиеся за халяву утрачивают очень быстро, и конкуренция приобретает грубые агрессивные формы, — отмечает Долгов.
Психолог в транзактном анализе Азиза Рахмонбердиева говорит о механизме «предсказуемой иррациональности», когда сам процесс охоты за бесплатной игрушкой может доставлять чувство удовольствия и победы.
«В такие моменты люди склоняются к тому, что они, по сути, «ничего не теряют», а скорее, наоборот, приобретают, мало кто задумывается о ценности времени и больших затратах на дорогу. В сознании возникает вопрос: «Зачем покупать игрушку за 20–30 тысяч сумов, когда ее можно получить бесплатно, да еще погулять по парку?». Это приводит к некой иллюзии повышенной ценности товара, даже если реальная его стоимость низка. Есть такое понятие, как «эффект нуля», когда люди придают непропорционально большое значение бесплатным товарам, даже если стоимость усилий для их получения значительно выше», — объясняет Рахмонбердиева.
Пробки, затрата времени, стояние в толпе на жаре, отмена первой акции с игрушками создали негативный эмоциональный заряд, который и привел к выплеску агрессии во время раздачи мороженого. Многолюдность и азарт борьбы за нечто ценное стимулируют выброс в кровь адреналина, что также приводит к конфликтности. Чувство несправедливости, возникающее тогда, когда человек не получил, то, что, по его мнению, должны были получить все, подстегивает агрессию, уточняет эксперт.
Человек и толпа
Самое ужасное в пресловутом эффекте толпы, подчеркивает Денис Долгов, это то, что, став ее частью, человек способен делать то, что не позволит себе в обычных условиях.
«Контроль над своими действиями утрачивается. Если вы уже попали в эту мясорубку, не впасть во всеобщее безумие практически невозможно. Толпа всегда сильнее индивидуума», — считает Долгов.
«В толпе люди также могут чувствовать себя скрытными и менее ответственными за свои действия, что увеличивает вероятность агрессивного поведения», — добавляет Азиза Рахмонбердиева.
Долгов рекомендует не вестись на уловки маркетологов и по возможности избегать больших скоплений людей, тем более когда они связаны с раздачей чего-то бесплатного.