Новости

Как бизнес внедряет ESG-принципы

Первая дискуссия ESG-форума Kursiv Uzbekistan посвящена теме экологии
Фото: Роман Федотов / «Курсив»

В рамках ESG-форума Kursiv Uzbekistan прошла первая дискуссия на тему «Чистота во всем: экологичность как инструмент развития бизнеса». На сессии участники обсудили, как бизнес влияет на формирование зеленой экономики и с какими вызовами приходится сталкиваться частному сектору при внедрении ESG-принципов.

«Невозможно говорить про формирование зеленой экономики и инновации в сфере борьбы с изменением климата без участия частного сектора. Если мы думаем, что все, что можно привнести в эту историю, должно идти сугубо сверху вниз, то сейчас это уже ошибочный подход», — заявила директор Национального центра зеленой трансформации и адаптации к изменению климата, советник министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Узбекистана Суна Парк.

По ее словам, на сегодня почти по всех серьезных решениях, будь то формирование стратегии или разработка закона, министерство всегда взаимодействует с организациями.

«Активность мы сейчас видим очень высокую. Если в день мы получаем около 100 запросов в министерство, то порядка 50–60% будут от бизнеса. Однако мы все еще на том этапе, где идет работа над выстраиванием правильных и эффективных механизмов взаимодействия [с компаниями]. Должна признаться, к сожалению, не весь частный сектор может похвастаться искренним намерением продвигать ESG повестку», — сказала советник министра.

Также Суна Парк прокомментировала планы Узбекистана по сокращению выбросов парниковых газов до 35% на единицу ВВП к 2030 году.

«Это серьезное заявление. Ни одна страна не может так легко заявить о таких амбициях. У нас очень хорошая тенденция — мы сейчас справляемся с той целью, которую задали», — отметила спикер.

Начальник офиса реализации трансформации UzGidro Пахлавон Нурматов озвучил планы компании о разработке требований зеленой цепочки поставок в ближайшие пять лет.

«Мы будем создавать требования по зеленым цепочкам поставок. Компания, которая нанимает строительного подрядчика, сможет запросить об выполнении ESG-принципов у поставщика», — объясняет он.

Однако пока, по его словам, не все подрядчики позитивно реагируют на такие требования. Этот вопрос также прокомментировала Суна Парк с точки зрения государственного законодательства.

«Государство не может диктовать частному сектору, как вести деятельность, но может дать рамочное регулирование. Мы уже внесли ESG в последнее постановление. Но, конечно же, на законодательном уровне, думаю, надо немного ужесточить не столько требования, сколько стандарты по выбросам, использованию очистных сооружений и прочего», — говорит она.

Советник министра добавила: «Мы должны понимать, что крупные производственные компании не могут стать зелеными за один год, это огромные инвестиции. Это нужно учитывать».

Глава ACWA Power в республике Джон Заиди в своем выступлении заявил, что компания рассматривает Узбекистан в качестве стратегического инвест-партнера на долгие годы.

«Мы работаем в 12 странах, включая Узбекистан, который является вторым по объему инвестиций после Саудовской Аравии. ESG — часть нашей стратегии. Часто социальные вопросы, в частности трудовой кодекс, который мы должны соблюдать, идут вразрез с нашими ожиданиями и тем, как это устроено на практике», — сказал Заиди.

По его мнению, иногда эти моменты могут останавливать инвесторов вкладывать в те направления, в которых компании хотят развиваться.

«Поэтому самый главный вызов — это менять культуру, менять отношение к этому вопросу», — отметил он.

«В Казахстане, как и в Узбекистане, до 2023 года ESG было понятием добровольным. В феврале прошлого года была принята стратегия по достижению углеродной нейтральности до 2060 года. Сейчас бизнес до конца года ожидает дорожной карты. Наверное, цели попадут больше всего в углеродоемкие отрасли Казахстана. Но они уже давно активно внедряют международные стандарты, даже опережают регулирование в стране», — говорит директор ESG-консалтинга в казахстанском институте CAIER Айгерим Оспанова.

По словам Оспановой, в апреле 2023 года в Казахстане также началось регулирование финансового рынка.

«Агентство Казахстана по развитию финансового рынка выпустило первый документ, который начинает регулировать все фининституты РК. Этот документ по раскрытию ESG-информации. С 2024 года представители финсектора представляют ESG-информацию на добровольной основе, а с 2025-го — на обязательной. Второе, чего мы ожидаем, это руководство по оценке экологических и социальных рисков. Это уже полное внедрение ESG-принципов в риск-менеджмент», — отмечает директор CAIER.

Замдиректора Huawei Uzbekistan Сули Гайрат рассказал об опыте Китая и самой компании по внедрению ESG.

«У Китая есть обязательства по достижению экологических выбросов перед международным сообществом. Эти обязательства делятся на регионы, и в каждом регионе производственные гиганты берут на себя лидерскую роль в этом направлении. В Huawei система ESG внедрена в общую стратегию развития компании и встречается на этапах разработки новых продуктов, производства, логистики, сервиса», — отметил спикер.

Также компания уделяет большое внимание образовательным программам.

«Мы ежегодно выбираем студентов из разных вузов и предоставляем им тренинги, инструменты и площадку для создания новых продуктов и исследований. В этом году узбекская команда стала региональным чемпионом — они создали инструмент по очищению воды», — заявил Сули Гайрат.