Истории

Пикник на обочине: закрытие Олимпийских игр-2024 в Париже глазами нашего корреспондента

Церемония закрытия Олимпийских игр-2024 разбила сердца болельщиков
Финальный фейрверк. Фото: Анастасия Гаврилина / Kursiv Uzbekistan

В воскресенье, 11 августа, в Париже на 80-тысячной арене «Стад де Франс» состоялась торжественная церемония закрытия Олимпийских игр-2024. Олимпиада во Франции заслуживает аплодисментов — в целом она получилась прекрасной. Зрители находились в предвкушении грандиозной церемонии закрытия, и несмотря на довольно высокую стоимость билетов (от 250 до 2000 евро), стадион был полон болельщиков. Безусловно, торжественную церемонию открытия этого года можно считать одной из самых ярких и запоминающихся в истории Олимпийских игр —  зрелищное шоу вызвало массу бурных дискуссий своей провокационностью, при этом творческие и технические задачи были реализованы на очень высоком уровне. Что же пошло не так на закрытии, почему в интернете много негативных отзывов, официальные СМИ поют дифирамбы, а независимые издания откровенно подтрунивают над мероприятием, разбираемся вместе с корреспондентом Kursiv, наблюдавшим это зрелище собственными глазами.

Не протокола ради

Закрытие и открытие ОИ — строго запротоколированное мероприятие, у которого есть регламент, порядок обязательных событий и выделенное на них время. И если церемонию открытия режиссерски удалось обыграть очень качественно, сохранив протокол и не потеряв оригинальность, то вот на закрытии создалось четкое ощущение,
что все пошло не по плану. Единственное, что точно было по расписанию — это страшная жара в 32 градуса. Но при этом надо признать, что техническая организация мероприятия была на очень высоком уровне. При таком скоплении народа многотысячные человеческие потоки было настолько грамотно распределены, что ни в городе, ни в метро, ни на площадках не было ни толпы, ни скученности, ни духоты. Доступ к воде, туалетам, еде и сувенирной продукции был обеспечен всем желающим. Очередей практически не наблюдалось. Охрана и огромная команда волонтеров следили, чтобы люди не толпились в проходах, давали четкие ориентиры и точные инструкции. Отлично работало метро, где те же волонтеры руководили процессом посадки и высадки зрителей из поездов.

Трибуна для официальных лиц. Фото: Анастасия Гаврилина / Kursiv Uzbekistan

Церемония началась в садах Тюильри с песни Эдит Пиаф «Под небом Парижа» в исполнении Захо де Сагазан. Обязательная часть протокола — вынос флагов и парад спортсменов занимает час — флаги были вынесены со стороны главной трибуны, где сидели все официальные лица во главе с президентом Французской Республики Эмманюэлем Макроном, и пронесены почетным кругом по стадиону. А вот команды спортсменов появлялись уже из разных выходов и круг почета не делали, а проходили немного вдоль трибун и останавливались. Из-за этого многие зрители не смогли увидеть своих любимцев и выразить им свое признание. Так, узбекские спортсмены, к сожалению, вышли в совсем другой сектор, и их чудом удалось выхватить взглядом.

Парад знаменосцев и спортсменов. Фото: Анастасия Гаврилина / Kursiv Uzbekistan

В позитивной и довольно расслабленной для такого мероприятия атмосфере трибуны скандировали.

Спортсмены, несмотря на жару, одетые в полную форму национальных сборных, приветствовали публику. Все пели бессмертные хиты Джо Дассена и Фредди Меркьюри. Триумф спортивного единения волнами раскатывался по стадиону.

На узбекскую команду пришлось устроить фото охоту. Фото: Маргарита Баскакова/Kursiv Uzbekistan
Фото: Маргарита Баскакова/Анастасия Гаврилина/Kursiv Uzbekistan
Фото: Анастасия Гаврилина/Kursiv Uzbekistan

Шоу начинается

Погас свет, на огромной сцене, построенной в виде футуристического космического корабля (понятно это было, правда, только верхним трибунам) появились клубы пара, спортсмены замерли на арене, зрители застыли на трибунах. В лучах лазерных прожекторов к возникшей из пустоты фигуре Ники Самофракийской с неба медленно спустился золотой бог, призванный по задумке французского режиссера Тома Жолли олицетворять инопланетное существо. Оно прибыло из мира будущего, где нет Олимпийских игр, но, оказавшись на Земле, он обнаруживает древние артефакты и под звуки гимна Апполону при помощи спустившихся с крыши стадиона акробатов возносит ввысь олимпийские кольца, в блеске золотых звезд фейерверка возвестивших миру о возрождении олимпийских соревнований.

Фото: Анастасия Гаврилина / Kursiv Uzbekistan

Это было получасовое мрачноватое, но красивое зрелище, идея которого, если честно, без пояснений угадывается довольно смутно. Но по трибунам прокатилась волна одобрения и восторга.

Фото: Маргарита Баскакова/Kursiv Uzbekistan
Фото: Маргарита Баскакова/Kursiv Uzbekistan
Фото: Анастасия Гаврилина/Kursiv Uzbekistan

Зажегся свет, а вот дальше что-то пошло не так. В затянувшейся музыкальной паузе спортсмены вдруг стали взбегать на сцену, хлынув туда огромными потоками со всего стадиона. Ощущение было, что это часть шоу, иначе зачем было оставлять все спортивные команды на площадке, обычно после круга почета они скрываются из поля зрения зрителей.

Несанкционированная толпа спортсменов на сцене. Фото: Анастасия Гаврилина / Kursiv Uzbekistan

Но в возникшей неуютной тишине из динамиков раздался голос на французском и английском языках в довольно повелевающей форме настаивающий, чтобы спортсмены немедленно прекратили самопроизвольную дискотеку и в срочном порядке покинули площадку, так как show must go on («шоу должно продолжаться»). Спортсмены же совершенно не спешили этого делать и процесс их «изгнания с Олимпа» занял около получаса.

Фото: Маргарита Баскакова / Kursiv Uzbekistan

Солист выбежавшей в срочном порядке на сцену французской группы «Феникс» Тома Марс рассказал в интервью Télé-Loisirs, что толпа разбушевавшихся спортсменов разбила дорогое оборудование, а музыканты чувствовали себя небезопасно среди разгоряченных олимпийцев.

Когда стало откровенно скучно

Музыкальные номера, последовавшие за шоу, были откровенно скучными, огромная сцена была совершенно никак не обыграна и музыканты на ней просто терялись. Вдобавок оказалось, что их видно издалека не на всех трибунах, выступали они, конечно же, лицом к официальной трибуне президента и спиной к львиной доле зрителей. А на весь огромный стадион было запущенно всего два экрана, которые оказались недостаточного размера для того, чтобы публика могла хорошо разглядеть происходящее. Но протокол есть протокол, и на экранах транслировалось, как Президент МОК Томас Бах объявил о закрытии Олимпийских игр, мэр Парижа Анна Идальго передала олимпийскую эстафету мэру Лос-Анджелеса Карен Басс, гимн принимающей страны был исполнен, звучали благодарственные речи, Леон Маршан без пафоса вынес Олимпийский огонь и заключил его в факел. Все это было затянуто, как речи членов политбюро, а зрители и оставшиеся на арене команды откровенно скучали.

Фото: Маргарита Баскакова/Kursiv Uzbekistan
Фото: Анастасия Гаврилина/Kursiv Uzbekistan
Фото: Анастасия Гаврилина/Kursiv Uzbekistan

Кто-то из спортсменов сидел прямо на полу, кто-то ходил туда-сюда, создавая ощущение пикника в парке под сенью космического корабля. В отдаленной левой части площадки брейк-дансеры устроили дружеские состязания, их плотным кольцом окружили другие спортсмены, подбадривая товарищей выкриками, зрители ближайшего сектора повскакивали со своих мест, пытаясь разглядеть, что же там такое интересное, наконец, происходит. Трибуны начали покидать зрители с детьми, успокаивая свои чад, что уже все равно поздно и все интересное закончилось. На неувеличившихся за это время экранах транслировались видеоряды, которые удобнее было бы смотреть дома на диване.

Спортсмены сидели на полу или хаотично бродили по стадиону. Фото: Маргарита Баскакова / Kursiv Uzbekistan

Голливуд спешит на помощь

Когда до конца церемонии оставалось минут тридцать, любители спорта покидали ее уже целыми рядами. Но Голливуд всех спас, сбросив под позывные из фильма «Миссия невыполнима» с крыши стадиона самого Тома Круза. Супергерой прибыл увезти Олимпийский флаг в Америку, которая со значительным отрывом победила в командном зачете и получила право проводить следующие игры на своей территории. Схватив флаг, кинозвезда вспрыгнула на мотоцикл и выехала со стадиона на улицы Парижа, что зрители и увидели на экранах, где дальше появились кадры, снятые уже в Голливуде: Том Круз прыгает с парашютом с вертолета и привозит Олимпийский флаг в Лос-Анджелес прямо на концерт по случаю такого события. На американской сцене поют «Ред Хот Чилли Пепперс», рэпер Снуп Догг и Билли Айлиш, а зрители «Стад де Франс» еще минут 20 вглядываются в экраны, пока в небе над стадионом не взрывается фейерверк, и голос из динамиков не возвещает, что шоу закончилось и зрителям предлагается покинуть стадион.

Эйфории не случилось

Ощущение общей незавершенности и отсутствие объединяющего людей на таких мероприятиях катарсиса повисло в воздухе вопросительным знаком. Ярких эмоций вокруг не плескалось, публика спокойно и ошарашено расходилась. То там, то тут в толпе звучали недовольные реплики из серии: «Что это было?».

Спортсмены смотрят фейерверк. Фото: Маргарита Баскакова / Kursiv Uzbekistan

В метро грузились молча, без шуток, смеха — эйфории не случилось. И только уже в вагонах волонтерам удалось немного зажечь грустных зрителей. Лейтмотивом закрытия стала мелодия песни Seven Nation Army. Ее и пело хором отъезжающее из района Сен-Дени метро, чтобы хоть как-то поднять себе настроение.

Кстати, подбор музыкальных композиций, хор, оркестр и аранжировка государственных гимнов заслуживают золотой суперолимпийской медали. Они были прекрасны!

Одно можно сказать точно — это самая противоречивая, яркая, необычная Олимпиада, породившая огромное количество мемов и поднявшая острые гендерные, политические и общественные дискуссии. Французы сокращенно называют Олимпийские игры JO (Jeux Olympique) — что-то в этой аббревиатуре действительно есть… нестандартное.