Куда идет мировая энергетика
Отчет Global Energy Perspective 2024, опубликованный McKinsey, исследует переход к чистой энергии и предлагает три сценария возможного развития мировой энергетики: устойчивое преобразование, сохранение текущей динамики и медленное развитие. В отчете также представлен отдельный сценарий для достижения цели удержания глобального потепления в пределах 1,5 °С, согласно Парижскому соглашению. Kursiv Uzbekistan выбрал самые интересные моменты из этого отчета.
Вызовы энергетического перехода
Мир столкнулся с новыми вызовами в процессе перехода к чистой энергии, такими как рост издержек, технологические сложности и геополитическая нестабильность.
Для достижения целей Парижского соглашения нужны ускорение внедрения низкоуглеродных технологий, развитие инфраструктуры и глобальная координация действий.
Однако на данный момент лишь 10% необходимых технологий были внедрены, многие проекты по декарбонизации сталкиваются с трудностями, такими как низкая рентабельность и отсутствие инвестиций.
Мировой спрос на энергию
Ожидается, что к 2050 году глобальный спрос на энергию вырастет на 11–18%. Основной рост будет наблюдаться в развивающихся странах, особенно в регионе АСЕАН, Индии и на Ближнем Востоке.
Эти страны наряду с Африкой будут определять будущее энергетического спроса, поскольку в них продолжаются экономический рост и рост численности населения.
Тем не менее уровень потребления энергии на душу населения в этих странах останется ниже, чем в развитых странах.
Нефть, газ и уголь
Несмотря на рост использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в отчетах прогнозируется, что ископаемое топливо (нефть, газ, уголь) будет продолжать играть значимую роль в мировом энергобалансе до 2050 года.
Ожидается, что доля ископаемых видов топлива в общем энергопотреблении к 2050 году составит от 40 до 60%.
Нефть и природный газ останутся ключевыми источниками энергии в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Уголь начнет сокращаться в этом десятилетии.
Низкоуглеродные технологии
Технологии с низким уровнем выбросов углерода, такие как солнечная и ветровая энергетика, продолжат развиваться и займут от 65 до 80% в мировом производстве электроэнергии к 2050 году.
Однако развитие низкоуглеродных технологий происходит недостаточно быстро, чтобы достичь целей по снижению выбросов парниковых газов.
Препятствия включают высокие капитальные затраты, сложные разрешительные процедуры и необходимость строительства новой инфраструктуры для поддержки этих технологий.
Водород и устойчивые виды топлива
Спрос на водород вырастет в два-четыре раза к 2050 году, особенно в таких секторах, как транспорт, производство стали и химическая промышленность.
Однако текущие прогнозы снижают ожидания по использованию водорода на 10–25% из-за роста издержек и недостаточной поддержки политики.
Устойчивые виды топлива, такие как биотопливо и синтетическое топливо, также будут играть важную роль в таких секторах, как авиация и тяжелый транспорт.
Проблемы цепочек поставок и геополитика
Переход к чистой энергии требует значительных инвестиций в инфраструктуру и сырьевые цепочки поставок.
Мировые производители оборудования сталкиваются с высокими заказами на компоненты для ВИЭ, что создает значительные задержки и повышает затраты.
Геополитическая ситуация также оказывает влияние на глобальные энергетические цепочки поставок, смещая акценты в сторону энергетической безопасности.