Банки и финансы

Как Узбекистан собирается разогнать экономику с помощью факторинга

На первом этапе эту услугу будут популяризироваться внутри страны, а затем перейдут на внешние рынки
Фото: designer491 / www.depositphotos.com

В Узбекистане ожидается рост портфеля факторинга с 1,5 трлн сумов в 2024 году до более чем 10 трлн сумов в 2025. Об этом Kursiv Uzbekistan рассказал заместитель председателя правления Центрального банка Узбекистана Аброрхужа Турдалиев в кулуарах международной конференции о новых методах финансирования бизнеса. Мероприятие было организовано ЦБ совместно с Международной финансовой корпорацией (МФК) и FCI 5 декабря.

Что такое факторинг?

Факторинг — это финансовая операция, при которой компания продает свои дебиторские задолженности (неоплаченные счета) финансовому учреждению и получает деньги сразу. Это позволяет компаниям быстро получить оборотный капитал.

Особенно актуален этот инструмент для малого и среднего бизнеса, который не всегда может быстро получить кредит и найти залог для него. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев говорил об этом в ходе диалога с предпринимателями в августе этого года. Глава государства подчеркнул, что за счет популяризации факторинга предприниматели получат для оборота 20 трлн сумов, а предприятия-экспортеры — $1 млрд.

Развитие факторинга в Узбекистане

Аброрхужа Турдалиев рассказал, что вместе с МФК Узбекистан исследовал международный опыт. «Мы изучили опыт Турции и Китая и для узбекской модели выбрали наиболее эффективную структуру», — отметил он.

В рамках этой стратегии был принят указ президента, который стал основой для создания частных факторинговых платформ (на декабрь 2024 года их всего четыре). Уже сегодня более 2 тыс. предприятий и 25 банков интегрированы в эти системы, а лимиты для 1,6 тыс. предприятий установлены на сумму более 2,5 трлн сумов.

Директор одной из четырех цифровых платформ Oz Planet Александр Богданов объяснил механизм с лимитами так: «Банку оценить среднего предпринимателя крайне сложно. Если мы говорим про крупных покупателей, их оценивать гораздо проще. Поэтому мы решили развивать продукт с точки зрения установления лимитов и рисков на крупных покупателей, чтобы, по сути, они предоставляли свое факторинговое, можно даже сказать, кредитное плечо для своих поставщиков. И уже под лимиты крупных покупателей выдается факторинговое финансирование малому и среднему бизнесу. В данном случае их не нужно оценивать с точки зрения кредитного риска. Таким образом мы ускоряем расчеты с поставщиками и, по сути, разгоняем экономику».

Аброрхужа Турдалиев добавил, что важнейшим элементом факторинга является скорость принятия решений (благодаря электронным платформам) и отсутствие необходимости в залогах или сложной документации, что особенно выгодно для малых предприятий. «Это позволяет малому бизнесу быстро получить необходимые ресурсы и увеличить производственный потенциал», — подчеркнул он.

По словам замглавы ЦБ, на первом этапе эту услугу будут популяризироваться внутри страны, а затем перейдут на внешние рынки. «Здесь колоссальный спрос есть и со стороны Узбекистана, и со стороны наших основных партнеров. Уже ведутся переговоры», — отметил он.

Целевая аудитория

Менеджер МФК по Узбекистану и Туркменистану Нил Маккейн в беседе с Kursiv Uzbekistan также подчеркнул важность этого инструмента для малых и средних предприятий. «Факторинг позволяет передать риски на более крупные компании. Когда банк дает капитал малому бизнесу, он фактически берет на себя риск покупателя», — пояснил он.

Маккейн добавил, что без должной инфраструктуры и законодательства факторинг был бы невозможен, но сейчас ситуация меняется благодаря совместной работе с Центральным банком Узбекистана.

По его мнению, реализация этих проектов позволит значительно увеличить объем факторинговых операций и создать новые рабочие места.

«Мы, как международный финансовый институт, часто говорим об иностранных инвестициях. Но дело в том, что большинство рабочих мест и экономического роста в любой стране обеспечивают малые и средние предприятия. В Узбекистане необходимо создавать около миллиона рабочих мест ежегодно, и 80% из них будут связаны с развитием МСБ. Чем больше финансовых инструментов доступно этим компаниям, тем быстрее они смогут расти и создавать рабочие места», — прокомментировал представитель МФК.

Маккейн считает, что через два года факторинг станет значительной частью бизнеса узбекских банков, а также, возможно, появятся специализированные компании для работы с этим инструментом.

Задачи для развития

Несмотря на текущие успехи, предстоит еще большая работа. Дело в том, что предприниматели мало знакомы с этим инструментом, а банкам необходимо повышать квалификацию сотрудников. Александр Богданов отмечает, что сейчас прилагаются значительные усилия для увеличения объемов факторинговых операций.

«Мы активно помогаем банкам именно с точки зрения нашей экспертизы, чтобы внедрить продукт и предлагать его клиентам», — рассказал Богданов.

Часть банков уже готова к этому новшеству. Зампред ЦБ Аброрхужа Турдалиев отметил: «Банки готовы, платформы есть, законодательство позволяет. Теперь бизнес должен научиться пользоваться этим инструментом», — заключил он.

Рынок и ставки

Бизнесу важно учитывать особенности этого инструмента. Как и любая услуга, факторинг — это инструмент, за который нужно платить. Александр Богданов отметил, что ставки на рынке факторинга в Узбекистане сейчас очень разные. Это зависит от источника фондирования конкретного банка: по какой стоимости банк привлек ресурсы и с какой маржой он их размещает.

«Важно отметить, что ставки по факторингу сегодня не превышают кредитные ставки. Более того, если риски перекладываются на крупного покупателя, ставка может быть такой же, как для крупного корпоративного клиента. Фактически предприниматели получают финансирование без залога под корпоративную ставку, которую они никогда бы не смогли получить при обращении в банк за обычным кредитом. Это ключевое преимущество, потому что малый бизнес обычно не может рассчитывать на такие условия в рамках кредитования», — подытожил специалист.