Глобальный договор Организации Объединенных Наций (ГД ООН) — это инициатива, которая направлена на стимулирование социальной ответственности бизнеса в разных странах мира. О том, как проект реализуют в нашей республике, Kursiv Uzbekistan рассказал его страновой представитель Шохрух Пулатов.
Чем занимается Глобальный договор ООН (United Nations Global Compact)
В мире Глобальный договор (ГД) известен как наиболее масштабная инициатива по поощрению бизнеса в достижении целей устойчивого развития. В 2000 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан призвал частный сектор включиться в реализацию программы социальной ответственности. Согласием ответили около 40 крупных компаний, они и стали основными участниками.
Тогда же было сформулировано десять универсальных принципов Глобального договора в области защиты прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией.
Кроме того, инициатива помогает внедрить практики по реализации 17 целей устойчивого развития (ЦУР) в частном секторе. Страны — участницы ООН обязались достичь их к 2030 году, но сейчас эти планы под угрозой. Для улучшения ситуации необходимы скоординированные усилия не только государств и международных организаций, но и частного сектора.
Глобальный договор ООН в Узбекистане
ГД ООН помогает компаниям внедрить практики и политику, направленные на реализацию десяти универсальных принципов. Их необходимо интегрировать в повседневную деятельность предприятий, что будет способствовать достижению ЦУР.
Мы также организовали платформу для диалога, обучения и сотрудничества бизнеса, государственных организаций и гражданского общества.
Инициатива начала действовать в Узбекистане и Казахстане в рамках программы расширения ГД ООН в 2022 году. За два года мы смогли рекрутировать первых партнеров, создать для них инструменты и провести обучающие семинары.
Сейчас в организацию входит более 70 компаний из Казахстана и около 25 — из Узбекистана. Такая разница связана с объемами экономики: в Казахстане она масштабнее. Частный сектор в этой стране более развит, активнее сотрудничает с международными организациями, для многих из которых вопрос соблюдения принципов ESG является значимым. В Узбекистане этот процесс находится на ранней стадии.
Участие в ГД является добровольным и мы не выдаем сертификатов в сфере ESG. Но компании — участницы ГД ООН, проходя обучение на нашей платформе, повышают уровень готовности к любым проверкам, связанным с ESG. Это помогает им облегчить процедуру получения таких документов.
Какие мероприятия для бизнеса Узбекистана и Казахстана проводит Глобальный договор ООН
Среди мероприятий, которые мы организуем, стоит выделить акселераторы для бизнеса. Это серия бесплатных шестимесячных онлайн- и офлайн-сессий для участников ГД ООН в Центральной Азии. Результатом является разработка плана действий по бизнес-изменениям. О внедрении дорожной карты участники договора регулярно отчитываются.
Первый акселератор, который мы организовали для компаний Узбекистана и Казахстана, назывался SDG Ambition и был посвящен ЦУР. Участие в нем приняло около 90 сотрудников полусотни организаций.
Кроме того, ГД помогает компаниям Центральной Азии получить право на участие в международных конференциях и семинарах. Это позволяет заявить о себе на мировом уровне и обрасти деловыми связями.
С какими проблемами сталкивается бизнес Узбекистана и Казахстана, включаясь в повестку устойчивого развития
Прежде всего не хватает специалистов по ESG. Целенаправленно их практически не готовят: в Узбекистане только недавно открылся профильный вуз.
В этих условиях организации стремятся минимизировать затраты и возложить ESG-задачи на имеющихся сотрудников. Причем обычно им не доплачивают.
Бизнес должен понять две вещи. Первая: внедрение принципов ESG поможет в перспективе зарабатывать больше. Вторая: не обязательно иметь степень по ESG, чтобы стать достойным специалистом. ГД ООН предоставляет доступ к обучающей платформе Academy. Курсы по ESG доступны каждому сотруднику компании, которая стала участником проекта.
Как государство может помочь бизнесу внедрить ESG-принципы
Потенциальных мер немало. Речь идет о регулировании, финансовом стимулировании, образовании, поддержке инноваций.
Из практических примеров: в Узбекистане можно разработать национальные стандарты по ESG и обязать компании отчитываться по нефинансовым показателям.
Эффект от отчетности будет еще значительнее, если это требование распространить не только на государственные организации.
Другой возможный шаг — использование ESG-критерия на торгах. Компании, которые внедряют принципы устойчивого развития, могут получать больше баллов при государственных закупках и на корпоративных аукционах.
При этом использование инструментов нужно соотносить со спецификой региона. Не везде меры одинаково действенны.
Ранее Kursiv Uzbekistan писал о том, с какими вызовами сталкиваются страны Центральной Азии на пути к зеленой экономике.