Розничные инвесторы устремились в долговой рынок Узбекистана
На Республиканской фондовой бирже (РФБ) «Тошкент» в 2024 году активность розничных инвесторов снизилась на рынке акций — объем торгов сократился почти втрое. Долговой рынок в рознице продемонстрировал семикратный рост по числу операций, а его объем вырос более чем на 40%. Развитие фондового рынка в 2025 году, по прогнозам, будет идти за счет дальнейшего усиления роли долговых инструментов и, возможно, запуска торгов на международных платформах, например, Bloomberg.
Общий объем торгов на бирже в 2024 году достиг почти 22 трлн сумов, что в 7,5 раза больше, чем годом ранее. При этом львиная доля сделок пришлась на площадку Nego Board — на ней проходят адресные сделки, где покупатели и продавцы знают друг друга.
Биржевой индекс UCI за прошлый год снизился на 6,8%. На платформе Main Board, где доминируют розничные инвесторы, объем торгов акциями сократился с 362,9 млрд до 131,6 млрд сумов, то есть почти втрое. Число операций выросло на 8,4% — с 400 тыс. до 432,3 тыс. Одновременно рынок облигаций на этой платформе продемонстрировал рост: объем торгов увеличился с 92,2 млрд до 130,7 млрд сумов (+41,7%). Получается, что по объему рынок акций для розницы почти сравнялся с рынком облигаций. За год число сделок с долговыми инструментами выросло с 477 до 3,1 тыс., то есть почти в семь раз. Эти показатели демонстрируют нетипичный для Узбекистана сдвиг в сторону облигационного рынка.
Рынок долга
Основным драйвером сделок с облигациями стали бумаги микрокредитной организации «Biznes finans mikromoliya tashkiloti». На ее долю пришлось около 2,5 тыс. сделок с бумагами номиналом 100 тыс. сумов ($7,7) за счет активизации вторичного рынка. На торгах присутствуют три выпуска облигаций этой компании с доходностью 27%, что превышает ставки по депозитам многих банков (в среднем 22,1% для физических и 16,3% для юридических лиц на ноябрь 2024 года).
Руководитель сервиса для торговли ценными бумагами Jett Толибжон Мирзакулов объясняет: «Ранее корпоративные облигации выпускались преимущественно для юридических лиц и состоятельных частных инвесторов. Их номинальная стоимость была достаточно высокой — не менее 1 млн сумов. Это автоматически ограничивало доступ розничных инвесторов, так как для многих такие вложения были недоступны».
Выпуск облигаций с меньшим номиналом — всего 100 тыс. сумов — сделал рынок более доступным для частных инвесторов, добавляет Мирзакулов. Он предполагает, что в ближайшем будущем юридические лица начнут активнее использовать облигации для привлечения капитала, а инвесторы будут все больше диверсифицировать свои портфели, включая в них долговые инструменты.
Такой прогноз видится вполне реалистичным с учетом планов Узбекистана разрешить выпуск валютных облигаций. Соответствующий законопроект уже опубликован для обсуждения. Граждане страны могут направить предложения и замечания к тексту документа до 28 января 2025 года.
Перспективы валютных инструментов
«Валютные облигации станут привлекательным инструментом для розничных инвесторов, особенно для тех, кто уже хранит свои сбережения в долларах, — полагает председатель правления РФБ «Тошкент» Георгий Паресишвили. — Такие бумаги предложат альтернативу валютным банковским депозитам, но с более высокой доходностью. Это поможет привлечь на рынок новых участников, включая иностранных инвесторов».
«Можно ли что-то купить в валюте?» — это первый вопрос иностранных инвесторов, которые заходят на рынок Узбекистана, говорит Паресишвили. Многие иностранцы хотят избежать валютных рисков, связанных с сумовыми инструментами. Однако если будут доступны облигации, номинированные в долларах, то спрос на такие инструменты будет огромным, считает председатель правления РФБ «Тошкент».
Паресишвили поясняет, что инвесторы готовы брать на себя кредитные риски эмитента, изучать его финансовые показатели и проспекты эмиссии. Но валютный риск — это совсем другое. Он зависит от множества факторов, включая макроэкономику, инфляцию и геополитические изменения, и оценить его гораздо сложнее.
Устойчивое финансирование
Облигации в 2024 году выпускались не только с прицелом на розницу, но и для крупных институциональных игроков. Ставка там была ниже. Один из таких инструментов — первые зеленые облигации в Узбекистане. Компания по рефинансированию ипотеки выпустила транш на 50 млрд сумов. Затем она разместила еще 250 млрд неокрашенных бондов. Доходность по двум инструментам составила 18–19%.
Одил Мусаев, управляющий директор Alkes Research, объясняет значимость произошедшего: «Это событие положительно скажется на рынке и может стать стимулом для дальнейшего развития сектора устойчивого финансирования в стране. Облигации класса GSS+ (green, social, sustainability) вызывают повышенный интерес со стороны международных институциональных инвесторов».
Он добавляет, что эти бумаги соответствуют международным стандартам ICMA и прошли верификацию в Зеленом финансовом центре при МФЦА.
Суммарно на площадках РФБ «Тошкент» сделки с облигациями розничных и институциональных инвесторов достигли 391,2 млрд, что в 4 раза больше, чем в прошлом году.
Рынок акций
На начало 2025 года в листинге РФБ находятся 22 высоколиквидные акции. Из них только шесть выросли за год, остальные упали, причем некоторые сразу в несколько раз. Интерес инвесторов к акциям слабел в 2024 году на фоне отрицательных ожиданий по прибыли и дивидендам.
Толибжон Мирзакулов комментирует: «К сожалению, мы наблюдали спад торгов на рынке акций в 2024 году. Этому способствовал ряд причин. Но главная из них — это снижение доверия к рынку со стороны инвесторов всех уровней. Многие крупные промышленные предприятия с государственным участием, ранее считавшиеся привлекательными активами, показали стабильный спад цен. Инвесторы начали терять веру в эти компании и направили свои средства в более надежные инструменты, такие как банковские депозиты».
Например, акции «Узметкомбината», лидера черной металлургии республики, упали на 36,8%. Freedom Broker в своем отчете предположил, что скепсис инвесторов связан с начавшимся в 2023 году снижением выручки компании в связи с неблагоприятной конъюнктурой цен на рынке металлопроката и устойчивой конкуренцией со стороны иностранных производителей.
«Выручка снизилась на 6,9% год к году в III квартале 2024 года. Несмотря на восстановление операционной маржи на 50 б. п., до 9,98%, отмена монополии УзМК на закупку лома создает неопределенность для будущих показателей», — отметили аналитики.
Кроме того, компания в 2024 году приняла решение выплатить дивиденды только по префам, оставив простые бумаги без доходности. Такое решение объясняется реализацией масштабного инвестиционного проекта литейно-прокатного комплекса, который требует значительных вложений. На недавнем совещании президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что инвестиции в предприятие сократились вдвое, и предупредил руководство о необходимости улучшить показатели в I квартале 2025 года.
Строительный сектор также оказался в числе отстающих. Акции «Кизилкумцемента» подешевели почти вдвое, что связано с низкими финансовыми результатами компании в течение года. Дивиденды при этом не выплачиваются уже не первый год.
Некоторые бумаги падали без фундаментальных причин. Например, акции «Хамкорбанка» потеряли 27,2% за год, несмотря на рост чистой прибыли на 14% год к году в III квартале 2024 года (отчет за весь год еще не опубликован). Freedom Broker считает, что бумаги могут вырасти в 1,5 раза, до своей целевой цены 37,7 сума.
Однако в банковском секторе были и успешные примеры. Например, акции «Ипак-йули» выросли на 384% за первое полугодие. После они скорректировались, но итоговая доходность составила 32% за год.
Бумаги дивидендного аристократа — Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи (УзРТСБ) — прибавили всего 4,29%. Государство в этом году продало 4,44% своих акций в этой компании на первом за пять лет SPO в Узбекистане. Состоялось размещение в первой декаде ноября. На тот момент на вторичном рынке акции торговались дороже, чем их продавало государство. Поэтому инвесторы, купившие бумаги на SPO, увидели рост портфеля этих бумаг к цене размещения на 41,5% к концу декабря.
Государство продало акции УзРТСБ по программе «Народное IPO», продолжения которой инвесторы ожидают в 2025 году. Всего в кампании участвуют 12 эмитентов.
Планы на 2025 год
Freedom Broker в своем отчете поясняет, что на «Народном IPO» в 2025 году ожидается размещение бумаг «Алмалыкского ГМК», «Узбектелекома» и «Узтемирйулконтейнера».
Георгий Паресишвили делится такими планами на 2025 год для фондового рынка: «Первое и важнейшее направление — это интеграция нашего рынка с международными платформами. Узбекский рынок был как потерянный остров посреди океана. Это заключалось в том, что информация о наших бумагах не была доступна на международных платформах. В 2024 году мы сделали первый шаг, предоставив данные о рынке через терминал Bloomberg и Refinitiv. Теперь мы планируем пойти дальше: сделать возможной прямую торговлю через Bloomberg и другие платформы. Это значит, что трейдеры из Лондона, Нью-Йорка или Сингапура смогут торговать узбекскими ценными бумагами прямо из своих терминалов. Этот шаг требует серьезной работы над технологическими решениями, но мы рассчитываем, что уже в 2025 году сможем сделать это реальностью».
Вторым ключевым направлением станет развитие долгового рынка. Паресишвили подчеркивает: «Мы будем максимально стараться развивать рынок облигаций. Особенно это касается потенциала валютных бумаг».
Третьим направлением станет увеличение числа сделок на организованном рынке. «Сейчас значительная часть сделок проходит на неорганизованном рынке. Наша задача — показать эмитентам преимущества биржевых торгов. Это прозрачность, защита прав акционеров и возможность привлечения новых инвесторов. Мы уже видим интерес к таким возможностям и будем продолжать эту работу», — говорит председатель правления РФБ «Тошкент». И добавляет, что не менее важным элементом станет работа с глобальными депозитариями — в Узбекистане хотят, чтобы международные инвесторы могли хранить свои бумаги в привычных для них условиях.