Средний бизнес Узбекистана ждет валютные облигации для роста и экспансии

Опубликовано
Заместитель главного редактора
Kursiv Uzbekistan пообщался об этом с экспертами
валютные облигации
Кому нужны валютные облигации в Узбекистане / www.depositphotos.com

Средний бизнес Узбекистана проявляет интерес к появлению корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, прежде всего в долларах. Эксперты, с которыми побеседовал Kursiv Uzbekistan, отмечают, что это будет новый канал привлечения иностранных инвестиций. Почему бизнес ждет валютные облигации и как они изменят рынок капитала — в нашем материале.

Облигационный рынок набирает обороты

Рынок долговых ценных бумаг в Узбекистане привлекает все больше инвесторов. Число сделок с облигациями на Республиканской фондовой бирже (РФБ) «Тошкент» за 2024 год взлетело с 477 до 3,1 тысячи, то есть почти в семь раз. Эти нетипичные для местного рынка показатели свидетельствуют о заметном смещении интереса инвесторов в сторону облигаций.

Развитие фондового рынка в 2025 году, по прогнозам, продолжится во многом за счет долговых инструментов. Такое мнение в комментарии Kursiv Uzbekistan высказывал председатель правления РФБ Георгий Паресишвили. На этом фоне власти стремятся расширить возможности для привлечения капитала. В начале 2025 года был опубликован для общественного обсуждения проект закона, который должен позволить узбекским компаниям выпускать корпоративные облигации, номинированные в твердой иностранной валюте.

Инвестиционный аналитик Freedom Broker Борис Бондарь подчеркнул, что «валютные облигации могли бы стать важным импульсом для развития рынка капитала Узбекистана, а их преимущества могут быть выделены как для бизнеса, так и для инвесторов».

Почему бизнес ждет облигаций в валюте

«Макроэкономическая среда страны побуждает компании инвестировать в доходные активы и новые проекты в целях дальнейшей экспансии и максимизации прибыли, — отметил Борис Бондарь. — Для осуществления данных целей, компании прибегают к более традиционным источникам получения денежных средств, в том числе в виде собственной нераспределенной прибыли, займам от учредителей и, в особенности, кредитам от банков».

Однако многие средние компании в Узбекистане ориентированы на экспорт либо получают значительную выручку в иностранной валюте. Для них возможность привлекать заемные средства напрямую в валюте стратегически важна. Заем в долларах помогает таким фирмам сбалансировать активы и обязательства, обеспечивая естественный хедж от колебаний курса сума.

Кроме того, валютное финансирование обходится корпоративным заемщикам дешевле по сравнению с сумовыми кредитами. Даже с учетом средней годовой девальвации национальной валюты (~6% за последние три года) разница в процентных ставках играет в пользу доллара, поясняет Борис Бондарь. В таком случае компаниям не пришлось бы включать в процентную ставку премию за валютный риск инвесторов — это напрямую удешевит для них стоимость заемного капитала.

Сегодня у узбекского бизнеса фактически есть возможность привлечения средств в долларах от внешних инвесторов через выпуск еврооблигаций на зарубежных площадках. Однако этот процесс сложен юридически и экономически оправдан только для крупных заемщиков, привлекающих сотни миллионов долларов. Для компаний среднего размера такой подход слишком трудоемкий, пояснил председатель наблюдательного совета микрофинансовой организации Agat Credit Арман Мангитов.

«Для компаний среднего размера было бы гораздо проще, удобнее и дешевле размещать долларовые облигации на Ташкентской бирже, — считает он. — Это открыло бы новый канал привлечения иностранных инвестиций».

К слову, Agat Credit уже выпустила собственные облигации в сумах. Старт размещения нового выпуска этой компании намечен на 2 апреля 2025 года. Заявленная ставка купона — 29% годовых, что выше, чем по банковским вкладам и многим другим рыночным инструментам. Это привлекательно для инвесторов, но для эмитента валютные облигации были бы менее затратными.

Альтернатива для инвесторов

Запуск долларовых облигаций интересен не только эмитентам, но и потенциальным покупателям ценных бумаг. Частные инвесторы в Узбекистане сейчас склонны размещать сбережения на банковских депозитах, особенно в национальной валюте, где ставки достигают 20–22% годовых. В таких условиях корпоративные облигации в сумах зачастую не могут предложить доходность, сопоставимую с вкладами, и проигрывают конкуренцию за деньги населения. Хотя на рынке уже есть облигации с доходностью 28-29%, но пока их немного.

Другое дело — сбережения в валюте: доходность по долларовым депозитам в банках невысока (в среднем около 5% годовых в 2024 году), отмечает Борис Бондарь. Если на локальном рынке появятся надежные облигации в долларах с более привлекательной доходностью, они станут для населения заметной альтернативой банковским вкладам. Такой инструмент будет интересен тем, кто хранит сбережения в долларах.

«Для локальных инвесторов долларовые облигации на Ташкентской бирже — альтернатива валютным депозитам с более высокой доходностью», — подтверждает Арман Мангитов. При этом он отмечает, что такие инструменты предполагают более длительный горизонт вложений.

Отдельный пласт интереса — иностранные инвесторы. Многие зарубежные фонды и частные инвесторы готовы выходить на узбекский рынок, но их ключевой вопрос — есть ли возможность вложиться в инструменты в твердой валюте.

«Инвесторы готовы открывать брокерские счета в Узбекистане, но им необходимо предоставить возможность покупать ценные бумаги, номинированные в долларах», — говорит Арман Мангитов.

Валютный риск остается серьезным барьером: колебания курса сума могут свести на нет прибыль от инвестиций. Если же у компаний появится возможность размещать долларовые облигации внутри страны, для иностранцев исчезнет необходимость нести риски конвертации — это может существенно расширить круг желающих вложиться в узбекские активы, поясняет Борис Бондарь.

«Квалифицированные иностранные инвесторы активно ищут возможности для диверсификации портфелей, уделяя особое внимание развивающимся рынкам. Такие рынки предлагают потенциал высокой доходности по сравнению с развитыми странами, а также возможность участия в росте новых экономик», — отметил он.

Эксперты сходятся во мнении, что допуск валютных облигаций расширит возможности как заемщиков, так и инвесторов. Приток новых игроков — от населения с долларовыми накоплениями до зарубежных фондов — способен придать дополнительную ликвидность фондовому рынку Узбекистана.

«Для иностранных инвесторов наличие дополнительной ликвидности на локальном рынке является весомым аргументом в пользу покупки долларовых облигаций узбекских эмитентов на местной бирже, а не за рубежом. Также для локальных инвесторов присутствие иностранных игроков улучшает показатели ликвидности на рынке», — заключает Арман Мангитов.

Читайте также