Влияние пошлин Трампа на торговлю Узбекистана: возможность или угроза

Опубликовано
Корреспондент Kursiv Uzbekistan обсудил с экспертами, как это скажется на торговле двух стран
AQSh va O‘zbekiston
Как американские пошлины повлияют на экономику Узбекистана. Фото: borkus / www.depositphotos.com

Президент США Дональд Трамп ввел пошлины на товары, импортируемые из 185 стран и территорий, включая десятипроцентную пошлину для Узбекистана. Kursiv Uzbekistan узнал мнения экспертов о том, как пошлины повлияют на торговые отношения РУз и Соединенных Штатов.

Удар по торговле и шанс для регионов

Мнение по поводу тарифов изданию «Курсив» высказал эксперт Центра прогрессивных реформ Одил Абдусаттаров:

«Эта тарифная политика в первую очередь приведет к сокращению объемов мировой торговли и замедлению торговых процессов. Согласно отчету Всемирной торговой организации, повышение торговых тарифов на 1% оценивается в сокращение объемов торговли на 2–3%. Кроме того, ожидается, что ответные тарифы со стороны различных стран приведут к снижению мирового экономического благосостояния», — считает эксперт.

По его словам, пошлины приведут к увеличению стоимости импортной продукции в США. Это усилит инфляционное давление. Федеральная резервная система США стоит перед очень сложным выбором: использовать жесткую денежно-кредитную политику для сдерживания инфляции или проводить мягкую политику для поддержки экономического роста.

Кроме того, тарифы помогут многим странам снизить свою зависимость от США. Возрастет роль региональных торговых блоков (например, RCEP, AfCFTA). Это позволит развить новые торговые пути.

Узбекистан между США и Китаем: риски и возможности

В 2024 году объем торговли между Узбекистаном и США достиг $881,7 млн — 1,3% от общего объема внешнеторгового оборота республики. Из них $317,4 млн пришелся на узбекский экспорт. Поэтому введение импортной пошлины вряд ли окажет существенное влияние на внешнюю торговлю РУз.

Товарооборот РУз и США
Товарооборот Узбекистана и США. Источник: Нацкомстат РУз

Наращивание объема поставок сталкивается с непреодолимыми препятствиями. Это и проблемы с сертификацией и тарифными кодами, и низкая осведомленность американцев об узбекских товарах.

Экспорту товаров из Узбекистана в США также мешают логистические проблемы, так как республика не имеет выхода к морю.

Вместе с тем, как отмечает эксперт, государства, против которых ввели самые высокие тарифы, например Китай могут попытаться обойти их через страны с более низкими тарифами.

Китай может и дальше увеличивать свои инвестиции и производство в Узбекистане, а также рассматривать возможности выхода на рынки США через нашу страну», — говорит Абдусаттаров.

Текстиль и уран

Старший специалист по инвестиционно-банковским услугам компании ALKES Фарход Муродов отмечает, что новые таможенные пошлины не будут распространяться на стратегические ресурсы, включая уран и медь. Однако общие тарифы на текстильную продукцию вырастут с 15 до 25%, а на сельскохозяйственную продукцию — 10-15%.

«Введение Соединенными Штатами импортной пошлины для Узбекистана и ряда других стран означает существенные изменения в условиях торговли. Раньше Узбекистан экспортировал продукцию в США на самых выгодных условиях — с минимальными или нулевыми пошлинами», — говорит он.

Эксперт, ссылаясь на данные OEC (Open Export Center), подчеркивает, что основную часть экспорта составляют драгоценные металлы, минералы, текстиль и сельхоз продукция. Пошлины могут привести к снижению прибыли узбекских экспортеров или повышению цен для потребителей в США.

Однако в то же время на фоне повышения тарифов на текстильную продукцию, импортируемую из таких стран, как Китай (125%), Бангладеш (37%) и Вьетнам (46%), Узбекистан может сохранить ценовое преимущество в этом секторе. Это дает возможность нашей республике увеличить экспорт текстильной продукции.

«Узбекистан имеет возможность расширить свое присутствие в качестве поставщика стратегических материалов, включая уран (сегодня 11% импорта США поступает из РУз) и некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Эта возможность особенно важна, поскольку США стремятся диверсифицировать источники импорта стратегической продукции», — отмечает Муродов.

Новые возможности

Мнением о тарифных ставках и их влиянии на узбекский рынок поделился с «Курсивом» завотделом научных исследований и грантов Высшей школы бизнеса и предпринимательства Икболжон Касимов.

«Пошлины направлены на исправление торговых дисбалансов, но они могут иметь далеко идущие последствия для Соединенных Штатов и стран, против которых они введены», — говорит эксперт.

По его мнению, хотя прямая торговля Узбекистана с США ограничена, косвенные эффекты через его основных торговых партнеров — Китай, ЕС и Южную Корею — значительны.

Кроме того, эти пошлины могут ослабить авторитет ВТО и способствовать более быстрому формированию региональных торговых блоков, таких как БРИКС и ЕАЭС. Таким образом, эти изменения рыночных условий создают новые возможности и риски, требующие глубокого анализа политики.

«Торговые отношения между Узбекистаном и США строятся на экспорте узбекского сырья и продажи в республику американских передовых технологий и промышленных товаров. Это позволяет предположить, что прямое влияние тарифов Штатов на торговлю РУз может быть минимальным из-за неконкурентного характера этих торговых потоков», — добавляет он.

Два сценария

Касимов отмечает, что недавние мировые тарифные ставки, введенные США, резко усилили неопределенность в международной торговле. Он рассматривает два сценария влияния этого шага на внешнеэкономические связи Узбекистана, цепочки поставок, динамику региональной торговли и отраслевую конкурентоспособность: оптимистичныый и консервативный.

Оптимистичный сценарий

Согласно оптимистичному сценарию, экономика Узбекистана может оставаться относительно стабильной, несмотря на глобальные экономические трудности. Хотя мировая торговля агропродукцией сократится на 3,4%, а промышленными товарами — на 7,9%, рост цен на золото будет способствовать стабилизации экспортных доходов.

Если мировой ВВП сократится на 0,3%, а ВВП США — на 0,8%, у Узбекистана есть возможность занять место стран с более высокими пошлинами.

«Денежные переводы от мигрантов в России и Центральной Азии останутся стабильными, а торговые отношения с Европейским союзом и Южной Кореей будут и дальше укрепляться за счет преференций ВСП+ и технологической адаптации. Это усилит интеграцию Узбекистана в глобальные цепочки создания стоимости», — отмечает Касимов.

Консервативный сценарий

При консервативном сценарии Узбекистан столкнется с более серьезными рисками. Мировая торговля агропродукцией резко сократится на 4,7%, а промышленными товарами — на 10,2%. Снижение мирового ВВП на 0,4% и ВВП США на 1,2% может привести к снижению спроса на узбекскую продукцию.

Импортные товары подорожают. Сбои в цепочках поставок снизят конкурентоспособность в ключевых секторах, например, в медной промышленности.

Ослабление механизма урегулирования споров ВТО ускорит фрагментацию мировой торговли на региональные блоки.

«Денежные переводы и энергетическое сотрудничество сократятся. Страны, на которые распространяются пошлины на европейском и южнокорейском рынках, будут ужесточать конкуренцию. В результате позиции Узбекистана в экспорте могут ослабнуть», — считает эксперт.

Ранее Kursiv Uzbekistan сообщал, что президент США Дональд Трамп приостановил действие пошлин на три месяца.

Читайте также