Государственное медицинское страхование в Узбекистане: как работает система, первые итоги и что мешает ее внедрению

Опубликовано (обновлено )
Узбекистан внедряет поэтапно медицинское страхование по всей стране
В Узбекистане внедряют государственное медицинское страхование для населения. Фото: Замира Болтаева

В Узбекистане внедряется система государственного медицинского страхования (ГМС). Пилотный проект стартовал в Сырдарьинской области в июле 2021 года с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В октябре прошлого года ГМС начали внедрять в медицинских учреждениях Ташкента.

Kursiv Uzbekistan рассказывает, как работает система государственного медстрахования, что о ней думают эксперты и жители и какие первые результаты уже видны.

Что такое государственное медицинское страхование

Это система, при которой граждане получают бесплатную и доступную медпомощь, оплачиваемую из бюджета.

В Узбекистане ГМС — обязательное. Его реализует государство, которое гарантирует каждому базовый набор медицинских услуг и лекарств.

Деньги на медицинские услуги выделяются из государственного бюджета. Распределением средств занимается Фонд государственного медицинского страхования, который закупает медуслуги от имени населения.

Государство выступает страховщиком и предоставляет базовый пакет медицинских услуг и лекарств бесплатно для всех граждан.

«Цель реформ — создать конкуренцию в сфере медуслуг, внедрить современные методы управления, упростить бюрократию, эффективно использовать бюджет и развивать цифровые технологии в медицине», — говорит Шухрат Алмарданов, начальник Управления медицинского страхования Министерства здравоохранения.

Как устроена система здравоохранения в Узбекистане

В Узбекистане действует двухуровневая система здравоохранения. Выделяются государственный и частный уровни. Основную помощь населению оказывают государственные учреждения. Они работают за счет бюджета и предоставляют услуги бесплатно.

Однако качество таких услуг не всегда высокое, особенно в отдаленных районах. Часто не хватает врачей, оборудования, а в поликлиниках — очереди и перегруженность.

Населению Узбекистана нужна система медстрахования. Фото: Замира Болтаева

Что думают граждане о ГМС

72-летний Нуриддин Ибрагимов поддерживает внедрение системы государственного медицинского страхования в Узбекистане. Он отмечает, что подобные системы успешно работают в соседних странах, таких как Казахстан и Россия.

Он подчеркивает, что с ростом стоимости медицинских услуг ГМС может сыграть ключевую роль в обеспечении равного доступа к лечению. Однако, по мнению Ибрагимова, важно параллельно улучшать условия в поликлиниках, особенно в части цифровизации. Многие учреждения до сих пор работаю по-старинке — с бумажными картами и ручным учетом.

«Государственное медстрахование — это еще и гарантия того, что в трудную минуту вы не останетесь без помощи. Главное — не отставать от соседей и идти в ногу со временем», — говорит он.

Алтинай Джавшиева, 46 лет

«С детства у меня проблемы с бедренной костью. Уже перенесла пять операций. Последнюю сделали по системе ГМС — все было бесплатно: и операция, и лекарства, и лечение. Для людей с тяжелыми и хроническими болезнями это очень важно. Без этой помощи я бы просто не смогла оплатить такую операцию. ГМС дает шанс поддерживать здоровье тем, кто иначе остался бы без нужного лечения».

Медстрахование без взносов — как работает ГМС

В Узбекистане поэтапно внедряется государственная система медицинского страхования. Она отличается от зарубежных моделей тем, что не требует дополнительных взносов от граждан.

В сельских районах не хватает врачей. Фото: Замира Болтаева

«Все расходы покрываются государством — это ключевой принцип системы», — объясняет Шухрат Алмарданов, начальник Управления медицинского страхования Минздрава.

Средства поступают из бюджета и аккумулируются в Фонде государственного медстрахования. Этот фонд оплачивает услуги, входящие в гарантированный пакет помощи.

Перед началом реформ Узбекистан изучил, как работает система медстрахования в других странах — от Великобритании и Испании до Казахстана и Кыргызстана. Вместе с экспертами ВОЗ и Всемирного банка особое внимание уделили цифровизации, удобству для пациентов и эффективному использованию ресурсов.

Ключевые элементы ГМС

Одна из самых значимых инициатив в реформе здравоохранения — возможность получать жизненно важные лекарства бесплатно по электронному рецепту.

В список бесплатных лекарств входят 11 препаратов для лечения хронических заболеваний — гипертонии, диабета, болезней сердца и дыхательных путей.

Система ГМС строится на принципах семейной медицины. Пациент в первую очередь обращается к семейному врачу, который при необходимости направляет его к профильному специалисту или в стационар.

В больницах и поликлиниках начали использовать цифровые системы «Электронная поликлиника» и «Электронная больница». С их помощью хранятся истории болезни, направления, рецепты и другие документы в электронном виде.

Все жители прикреплены к семейным врачам через специальную программу, а данные о здоровье хранятся в единой базе. Поликлиники оснащают компьютерами, переводя все больше процессов в цифровой формат.

Что это дает пациентам:
– электронная запись к врачу;
– электронная медкарта;
– направления и рецепты онлайн.

Минздрав: первые результаты внедрения ГМС обнадеживают

За год обследовали 240 тысяч человек старше 40 лет. Семейные врачи стали уделять пациентам по 15–20 минут вместо 5–6 — качество приема заметно выросло.

Дневной стационар:
– пациентов стало на 75% больше;
– госпитализация по направлению выросла с 45 до 85%;
– обращения к узким специалистам снизились на 7%;
– количество пациентов в больницах уменьшилось на 10%;
– необоснованная госпитализация сократилась с 45 до 20%.

Бесплатные лекарства:
– 70 видов лекарств и 27 медицинских товаров получают бесплатно;
– для хронических заболеваний доступна реимбурсация — 29 препаратов по электронному рецепту;
– 182 474 пациента воспользовались программой;
– фонд оплатил лекарства на 4,1 млрд сумов.

Что мешает внедрению ГМС — мнение ВОЗ

Расширение системы государственного медстрахования в Узбекистане идет медленнее, чем планировалось. Одна из главных причин — последствия пандемии COVID-19, которая сместила фокус на более срочные задачи.

Также процесс тормозит нехватка цифровой инфраструктуры. Без точных и надежных данных Фонд ГМС не может правильно оплачивать услуги клиник, что затрудняет работу всей системы.

Сложные операции требуют другого подхода

Доцент кафедры общей хирургии Ташкентского государственного медуниверситета и практикующий хирург клиники Vitamed Мedical Хасан Жафаров делится своим мнением, как изменилась система здравоохранения с началом реформ.

Упорядоченность и доступ к диагностике — большие плюсы

По словам врача, с началом внедрения ГМС в его практике многое изменилось. Потоки пациентов стали более управляемыми, планировать операции стало проще — особенно те, что проходят по квотам. Открылись и новые возможности в диагностике.

«Появился оперативный доступ к лабораторным и инструментальным исследованиям — это экономит время и позволяет быстрее поставить точный диагноз».

Однако вместе с положительными сдвигами появились и дополнительные обязанности.

«Стало больше бумажной работы: оформление документов для страховых служб требует времени и отвлекает от работы с пациентами».

 ГМС помогает, но не покрывает все

Качество медицинской помощи в рамках ГМС, по словам Жафарова, в целом соответствует базовым стандартам — особенно при проведении несложных операций. Но в случае с высокотехнологичной хирургией (например, эндопротезирование, онкооперации) пока не все доступно.

«Сложные операции часто требуют квот, а иногда — дополнительных источников финансирования. Система работает, но пока не охватывает весь спектр нужд пациентов».

 Что нужно изменить

По мнению хирурга, у ГМС есть потенциал, но для этого систему нужно развивать. В первую очередь — упростить процессы и сделать систему более справедливой к врачам.

«Важно ввести дифференцированную оплату труда — сложные операции должны оцениваться иначе. Также нужно упростить документооборот между клиниками и страховым фондом».

Не менее важна поддержка регионов:

«Региональные больницы часто недооснащены. Без финансирования и кадровой поддержки там сложно реализовать принципы ГМС».

ГМС — шаг в правильном направлении, но нужен системный подход

Хасан Жафаров считает, что полное внедрение ГМС по всей стране — задача реальная, но потребует комплексной подготовки.

«Без цифровизации, обученного персонала и развитой инфраструктуры невозможно сделать систему равной для всех регионов. Но при грамотном подходе ГМС может изменить здравоохранение в стране в лучшую сторону».

Как обстоят дела у соседей

Казахстан: обязательное страхование с 2020 года, работодатели платят 2–3% от дохода работника.

Кыргызстан: с 2023 года полис обязателен для всех граждан.

Таджикистан: закон принят в 2008 году, но реформа откладывается.

Туркменистан: добровольное страхование действует с 1996 года.

Здравоохранение в Узбекистане: ключевые цифры

На одного врача в Узбекистане приходится около 400 человек. В стране более 166,9 тыс. больничных коек и работает 1432 больницы — на 227 больше, чем в 2019 году.

Частный сектор активно растет. К концу 2024 года в Узбекистане насчитывается более 9 тыс. частных медучреждений (в 2017 году — около 3, 5 тыс.).

Сегодня частные клиники:

– выполняют 40% всех лабораторных исследований;
– оказывают 60% офтальмологических и 70% лор-услуг;
– обеспечивают 91% стоматологической помощи;
– контролируют 35% всех койко-мест — это около 42 750 мест.

В офтальмологии основную помощь населению оказывают частные клиники. Фото: Замира Болтаева

В частной медицине работают свыше 17 тыс. врачей и более 26 тыс. медработников. В стране действует 159 частных клиник с иностранным капиталом.

Узбекистан занял 64-е место из 110 стран в Индексе качества здравоохранения по версии CEOWORLD Magazine в 2024 году.   

Систему государственного медстрахования планируют внедрить по всей стране к концу 2026 года.

Читайте также