Истории

Почему Узбекистан выбирает малую АЭС и сухое охлаждение

Блиц-интервью с главой дирекции по строительству АЭС в Джизакской области Отабеком Амановым
Отабек Аманов
Отабек Аманов во время пресс-конференции в пресс-центре Sputnik Узбекистан. Фото: Kursiv Uzbekistan

В Джизакской области начались работы по выемке грунта для строительства первого реактора атомной электростанции. Почему Узбекистан сделал выбор в пользу малой АЭС и решил использовать сухой метод охлаждения, корреспондент Kursiv Uzbekistan обсудил с руководителем дирекции по строительству объекта Отабеком Амановым.

Почему решили строить именно малую АЭС?

С учетом климатических условий Узбекистана оптимальным решением было бы строительство станции со средними реакторами. Однако у крупных международных поставщиков — российских, китайских, южнокорейских и американских компаний — в основном есть предложения по большим реакторам.

Однако в мире сформировалась тенденция к развитию маломодульных реакторов. Для Узбекистана это решение оказалось более подходящим, прежде всего из-за особенностей инфраструктуры.

Если остановить блок мощностью более 1200 МВт для перезагрузки топлива, это создаст значительную нагрузку на систему. Наша энергосеть должна быть готова принимать такие колебания.

Уровень изношенности электросетей в стране остается высоким. Одновременно с их модернизацией вводятся новые солнечные и ветряные станции — при участии ACWA Power, Masdar и китайских компаний. Такие источники энергии нуждаются в балансирующих мощностях. Маломодульные реакторы способны обеспечивать стабильность энергосистемы, особенно ночью или при штиле.

Также такие станции важны для удаленных регионов, где нужно обеспечить стабильное электроснабжение.

Почему отказались от использования воды Айдаркуля и выбрали сухой метод охлаждения?

Возможность использования воды Айдаркуля для охлаждения реакторов рассматривалась на этапе выбора площадки между Тудакулем в Бухарской области и нынешним участком в Джизакской. Однако химический анализ показал, что вода Айдаркуля слишком минерализована и непригодна для технологических нужд.

С учетом климатических изменений и длительного срока эксплуатации станции — 60 лет плюс возможное продление еще на 20 — мы решили использовать сухие градирни. Этот метод доказал свою эффективность на тепловых станциях мощностью до 1400 МВт в Китае и Венгрии.

Какие документы Узбекистан уже заключил с РФ по строительству?

Во время недавней «Атомной недели» в России были подписаны два важных документа.

Первый — дополнительное соглашение к июньскому договору. Оно предусматривает строительство двух энергоблоков мощностью по 1 тыс. МВт и двух маломодульных реакторов на одной площадке, а также фиксирует их технические параметры и конфигурацию.

Второй документ касается поставок ядерного топлива для всех типов блоков. Это долгосрочное соглашение, которое станет основой будущего контракта.

Сразу после подписания площадку АЭС посетил первый заместитель генерального директора «Росатома» Андрей Петров. В тот же день начались работы по выемке грунта под котлован главного корпуса первого маломодульного блока.

На каком этапе сейчас находится строительство?

На площадке уже ведутся земляные работы. Планируется извлечь около 1,5 млн кубометров грунта и выкопать котлован глубиной 13 метров. Это первый этап строительства реактора РИТМ-200Н атомной станции малой мощности.

Какие компании участвуют в проекте? Будут ли привлечены местные отделения «Региональных электросетей», «Худудгаза» и «Сув таъминоти»?

Для возведения временных зданий и сооружений привлечена компания Enter Engineering. У нее есть успешный опыт — она строила производственную базу и вахтовый городок для Алмалыкского ГМК.

Также готовится постановление президента о привлечении местных организаций к строительству объектов внешней инфраструктуры: линий электропередачи, систем водоснабжения, а также железных и автомобильных дорог.

Рассматриваются два варианта — либо эти объекты будут возводиться самим «Росатомом» с господдержкой, либо это будут делать госкомпании. Решение по этому вопросу сейчас готовится.

Как идет подготовка кадров для будущей станции?

Этот вопрос активно прорабатывается совместно с «Росатомом». В рамках контракта предусмотрено обучение до 80 наших специалистов.

С 2019 года в Узбекистане работает филиал МИФИ, где ежегодно обучается около ста студентов. Кроме того, часть будущих специалистов проходит подготовку в головном вузе в России, а также в Ташкентском государственном техническом университете по направлениям электроэнергетики и теплотехники.

После получения базового образования выпускников ждет двухлетняя стажировка на профильных объектах и в учебных центрах «Росатома» в России.

Кто будет обслуживать АЭС?

Согласно действующим соглашениям, не менее 70% сотрудников станции будут гражданами Узбекистана — это касается не только инженеров и операторов, но и технического персонала. Такое требование является одним из ключевых условий проекта.

Когда планируется запуск первых блоков?

Согласно графику, физический пуск первого маломодульного блока запланирован на IV квартал 2029 года. После этого начнутся пусконаладочные работы, которые займут до полугода. Второй малый блок будет запущен в 2030 году.

Что касается крупных блоков, первый из них должен заработать в 2033 году, второй — в 2035-м.

Для справки: запасы урана в Узбекистане оцениваются примерно в 89 тыс. тонн. По расчетам МАГАТЭ, для работы малой АЭС в течение 80 лет потребуется около 29 тыс. тонн топлива.

Точная потребность зависит от того, как часто будет происходить перезагрузка топлива, насколько эффективно оно выгорает, сколько часов в году работает станция, а также от уровня обогащения и возможного использования переработанного или МОХ-топлива (Mixed Oxide Fuel).