Что делать туристу в узбекском кишлаке
Сельский туризм в Узбекистане делает первые шаги – они могут привести к созданию еще одного сегмента в туристической отрасли, если турфирмы научатся продвигать новый продукт совместными усилиями.
Узбекистан давно стал туристическим брендом. Количество въехавших в страну туристов в прошлом году достигло 5,4 млн человек, то есть выросло в два раза с 2,7 млн человек в 2017 году. Нужно больше: власти рассчитывают увеличить долю туризма в ВВП с 2,3% по итогам 2017 года до 5% к 2025 году. Поэтому страна пытается предложить рынку новые турпродукты, в числе которых экотуризм, кинотуризм и агротуризм.
Если первые два направления действительно в новинку для Узбекистана, то работа по привлечению туристов в сельскую местность ведется давно – мировой тренд учтен. Согласно статистике ВТО, в среднем объем услуг в сфере агротуризма в мировой экономике растет ежегодно на 6%. Из 700 млн туристов на планете от 12 до 30% (в зависимости от страны) предпочитают сельский туризм.
Развитие агротуризма стало одной из задач, утвержденных президентом страны в Концепции развития отрасли на 2019–2025 годы. Год назад Госкомтуризм РУз создал Telegram-группу @Agroturizmuzbekistan.
«В группе будут передаваться новости в сфере агротуризма, перечень объектов агротуризма, статистические данные, информация об инновационных идеях и инициативах», – отметили на сайте ведомства.
На момент подготовки данной статьи в группе было за год опубликовано восемь сообщений (последнее – в июне 2018 года) и набрался 41 подписчик (один из них – журналист «Курсива»).
«Узбекистан обладает огромным потенциалом в сфере агротуризма из-за наличия туристического потока, больших крестьянских хозяйств», – считает директор компании Promotank из Бишкека (Кыргызстан) Азамат Акелеев. Как реализуется этот потенциал?
Кто ищет – тот найдет
Мы опросили представителей Джизакской, Ферганской, Наманганской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей – и везде нашли предложение, но не везде нашли спрос.
По словам главного специалиста областного отделения Госкомтуризма в Ферганской области Умида Мамаджанова, в Кувинском районе агрофирма «Фарғона анорлари» предлагает туристам поучаствовать в уборке урожая, а в махалле «Узумчи» Олтиарыкского района – в сборе и сортировке винограда. Частная компания «Мехригиёх» Учкуприкского района с недавних пор начала организовать для туристов участие в сборе лекарственных трав.
Есть подобные предложения и в других регионах. Как рассказал «Курсиву» ведущий специалист по развитию внутреннего туризма Наманганского отделения Госкомтуризма Элмурад Рузибаев, «в Намангане есть большая агроферма по цветоводству, а в Туракурганском районе – интенсивные сады, где можно участвовать в полевых работах». Но, по его словам, «пока туристов очень мало, так как это новое направление». Похожую ситуацию описала Лола Санаева, ведущий специалист отделения Госкомтуризма по Джизакской области. По ее словам, сельский туризм здесь пока только начинает развиваться. Гостевые дома есть в Фаришском и Зааминском районах – места в них продаются через туркомпании.
Во всех регионах картина одинакова – туристский агропродукт есть, но предложения единичны.
«У нас нет каких-то достижений в этой области!», – категоричен Алексей Волков, национальный координатор программы малых грантов Глобального экологического фонда (GEF) в Узбекистане. Упомянутый выше Фаришский район Джизака он называет «самым раскрученным в этом плане», но, по его словам, «туда вложено много труда международными организациями и различными проектами. Они помогли региону создать хоть какой-то туристический продукт». У остальных регионов своего турпродукта, по мнению эксперта, нет. Никто не объясняет туристам, почему им стоит поехать в сельскую местность. Как результат – участники рынка осторожно говорят примерно о тысяче иностранцев, приезжающих отдохнуть и поработать на селе, плюс неучтенное количество узбекистанцев из крупных городов, соскучившихся по глубинке.
Каждый туроператор сам за себя
Почему предложения в сфере агротуризма есть, а туристов почти нет? Эксперты перечисляют несколько причин.
По оценке независимого эксперта в области туризма Саидахмада Раубаева, многие фермеры просто не знают, как привлечь туристов. Азамат Акелеев из Бишкека считает, что фермеры должны быть готовы инвестировать хотя бы небольшие средства в создание базовых условий – туалета, душа, соблюдать санитарные нормы и следить за чистотой дома.
«Только после этого можно организовать доходоприносящие услуги – туры, национальные игры, мастер-классы по ремеслу, участие туриста в сельхозработе и т. д.». Г-н Акелеев упоминает и о необходимости проведения информационных кампаний среди фермеров, а также их кооперации с турагентствами. «В идеале турфирмы должны быть локомотивом и основными клиентами фермеров, работающих в агротуризме», – резюмирует кыргызский эксперт.
Развитие агротуризма в РУз тормозит политика зарубежных агрегаторов по аренде жилья, а также неразвитость собственного финансового сектора. «Как только у нас откроют Airbnb для наших людей, то все станет намного лучше», – прогнозирует Алексей Волков. Сейчас турист не может заплатить за жилье через PayPal, оплата карточками слабо развита.
Шерзод Норбеков, директор туркомпании Responsible Travel из Джизакской области, обращает внимание на отсутствие информации.
«Необходимо провести инвентаризацию всех туробъектов, которые имеются в области, чтобы показать туристу. Должен быть план всех мероприятий на год: когда и где будет какой фестиваль, народные гуляния, купкари (козлодрание), ковунсайли (фестиваль дынь)», – тогда турфирмы смогут заранее продавать региональный турпродукт.
«Компании у нас в большинстве своем работают в историческом и культурном туризме, а аграрный туризм пока много клиентов не дает и коммерчески не интересен», – подытоживает Алексей Волков. Саидахмад Раубаев тоже считает, что туркомпании почти не разрабатывают новые продукты, в том числе в сфере агротуризма. В одиночку продвигать новое направление сложно, а объединяться участники рынка не хотят.
По рецептам батьки
Для развития агротуризма обязательно нужна общественная организация – считает Валерия Клицунова из Беларуси. Такое объединение должно обучать людей, способствовать развитию законодательства, доступу к дешевым кредитам и так далее.
«Когда все заинтересованные участники рынка действуют сами по себе – трудно говорить о продвижении общего дела», – резюмирует эксперт.
И добавляет – у нее на родине так и было: идею донесли до президента страны, он поддержал.
«С 2006 года в Беларуси сельчане получили право сдавать в аренду дома (до 10 спальных мест), кормить туристов, организовывать экскурсии и трансферты, и все это не считается предпринимательской деятельностью и не лицензируется. При этом хозяева усадеб могут пользоваться банковскими счетами, проводить безналичные платежи. Затем подключился «Агропромбанк» с дешевыми (около 5%) кредитами», – рассказывает она рецепт белорусского успеха.
По словам г-жи Клицуновой, в 2018 году в Беларуси около 400 тыс. туристов посетили сельскую местность, в стране более 2500 сельских усадеб, которые принимают туристов.
По мнению белорусского эксперта, рецепт развития агротуризма такой: создается общественная организация, делается законодательная база, налаживается государственно-частное партнерство, формируются условия, которые привлекают людей, – в том числе и отсутствие налогов. Люди создают инфраструктуру в деревне. Едут туристы, они оставляют деньги. В экономике начинает работать мультипликативный эффект.
Деньги – в единстве
Узбекские власти тоже обещают агротуризму широкую поддержку (правда, это не касается налогов). Ведущий специалист Госкомтуризма Саидолим Бузрукханов говорит, что его ведомство и минсельхоз уже ведут разъяснительную работу среди фермеров и сельского населения. Готовится к реализации проект «Этнокишлак». В селах Гилон и Кул Кашкадарьинской области для развития этнотуризма будет построено по пять гостевых домов, а в селах Варганза и Хазрати Башир будет развиваться агротуризм. Также в рамках проекта построят этносело – лагерь боевой подготовки бойцов Амира Тимура. Это не совсем агротуризм, но популярности поездкам в сельскую местность такой объект прибавит.
Готовится к запуску целый кластер агротуризма. В Бахмальском и Зааминском районах Джизакской области планируется создать первый в Центральной Азии район по образцу Йеллоустонского парка и Гранд-Каньона. 5 тыс. гектаров в нем выделят под сельский туризм, который будет включен в комплексный турпродукт. Гостям предложат целый комплекс развлечений, включая сельскохозяйственные работы и сбор трав. Сейчас Заамин посещает, по данным Госкомтуризма, от 50 тыс. до 100 тыс. гостей в высокий сезон – правда, они приезжают не поработать на селе, а отдохнуть на природе. Популярности району прибавляет то, что это малая родина президента Шавката Мирзиёева.
Наконец, по словам г-на Бузрукханова, минсельхоз разрабатывает программу по развитию агротуризма, которая предусматривает в том числе выдачу целевых кредитов.
Остается только один вопрос – сумеют ли представители частного бизнеса объединиться и создать организацию, которая бы продвигала интересы на рынке и взаимодействовала с государством. Пока признаков такого объединения не наблюдается.