Fitch Ratings: экономические реформы в Узбекистане вошли в сложную фазу
Экономические реформы в Узбекистане вошли в сложную фазу, отмечается в релизе Fitch Ratings. Политическая приверженность реформированию по-прежнему сильна, однако некоторые недавние меры указывают на трудности перехода к полностью рыночной экономике на фоне геополитической неопределенности и социальных соображений.
В октябре президент своим указом отсрочил еще на пять лет кредита на $140 млн, который Фонд реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ) выдал «Узбекистон темир йуллари».
Кроме того, УФФР обязали выделить еще $ 150 млн кредитов для создания частной системы перевозок грузов компаниям, которые тесно сотрудничают с «Узбекистон темир йуллари». Таким образом государство продолжает участвовать в выдаче займов, что, по мнению аналитиков агентства, идет вразрез с рыночными принципами кредитования.
После продажи 73,7% доли «Ипотека-банка» в июне власти продлили сроки реализации контрольных пакетов акций двух других крупных кредиторов. Это подтверждает ожидания Fitch, что первоначальные сроки приватизации банков будет проблематично соблюсти из-за продолжающейся трансформации бизнес-модели. На настроения инвесторов также может повлиять сохраняющаяся геополитическая неопределенность в регионе, которая может задержать приватизацию.
В центре внимания при оценке траектории экономических преобразований остается реформа тарифов на газ и электроэнергию. Fitch полагает, что правительство организовало увеличение поставок российского природного газа и укрепило распределительную сеть, чтобы не допустить повторения прошлогоднего энергетического коллапса. Впрочем, это не помогло избежать трудностей с поставками в декабре этого года, из-за чего в некоторых регионах пришлось ограничить время работы газовых заправок.
Избежание перебоев с поставками даст руководству больше политического пространства для реформирования тарифов, которое приведет к росту розничных цен. В планах — сократить субсидии энергораспределительным компаниям с 18 трлн (1,8% ВВП) до 9,5 трлн сумов (0,8%) в 2024 году и постепенно отменить все тарифы к 2027 году.
Fitch рассматривает сильную финансовую и техническую поддержку этой инициативы со стороны международных финансовых институтов как позитивный фактор для ее реализации.
Одним из признаков того, что тарифные реформы будут продолжены, может быть решение Центрального банка Узбекистана перенести принятие официального целевого показателя инфляции в 5% с конца 2024 года на второе полугодие 2025-го.
В то же время, по мнению Fitch, Узбекистану не удастся достичь уровня консолидации бюджета, при котором инфляция опустится ниже целевого показателя.
Агентство прогнозирует дефицит бюджета на уровне 5,5% ВВП в 2023 году и 4,3% в 2024 году, что выше среднесрочного целевого уровня в 3%. Расходы на социальные нужды и субсидии, судя по всему, вырастут.
«В октябре правительство продлило программу субсидирования ипотеки и запустило программу субсидирования кредитов для МСП. Хотя фискальные издержки таких мер не представляются значительными, такое направленное кредитование может затруднить трансмиссию денежно-кредитной политики», — отмечает Fitch Ratings.