Кто «держит» лизинговый рынок Узбекистана

Опубликовано
Заместитель главного редактора
И за счет чего он развивается – в материале «Курсива»

В 2020 году объем новых лизинговых сделок в Узбекистане сократился на треть, но общий портфель лизингодателей все равно подрос – до 5,67 трлн сумов ($540 млн).

Общий объем лизингового портфеля компаний и банков Узбекистана динамично рос в 2018 и 2019 годах, притормозив лишь в год пандемии и прибавив всего 6,2%. За три года общий портфель лизингодателей увеличился в 2 раза. За счет чего развивается лизинг в республике – в материале «Курсива».

Компанейские условия

Рынок Узбекистана делят две группы отраслевых участников – банки и лизинговые компании. На конец 2020 года в республике были зарегистрированы 32 банка и 109 лизинговых компаний, но, по данным Лизинговой Ассоциации Узбекистана (ЛАУ), активно занимались лизинговой деятельностью только 48 лизингодателей, из них 18 – банки.

Почти весь объем – 87% новых сделок – приходится на 10 лизингодателей. В общем лизинговом портфеле первой десятке принадлежит 79%. И в первом, и во втором случае топ-10 возглавляет компания «Узагролизинг», фактически занимающая треть рынка.

АО «Узагролизинг» специализируется на технике для аграриев – фермеры получают ее в лизинг на льготных условиях. Сельхозтехнику можно взять на срок до пяти лет с предоплатой 25% и под 24% годовых, сообщил член правления компании Шерзод Махмудов на брифинге в Национальном пресс-центре. «Кто-то может сказать, что 24% – это много. Но 10 процентных пунктов покрываются за счет государства на основе субсидий», – прокомментировал он. Напомним, основная ставка ЦБ в Узбекистане равна 14%.

До 1 января 2022 года «Уз­агролизинг» работает на спец­условиях, уплачивая только 50% налога на прибыль. Чистая прибыль компании за девять месяцев прошлого года – 12,4 млрд сумов ($1,2 млн). Для сравнения: за весь 2019 год чистая прибыль составляла 10,7 млрд сумов, за 2018-й – 2,2 млрд сумов. Основной акционер АО «Узагролизинг» – государство, которому принадлежит 88,8%. Этот пакет акций, согласно президентскому постановлению от 27 октября 2020 года, будет выставлен на продажу в рамках приватизации.

Второе место по величине лизингового портфеля – 495,3 млрд сумов ($47 млн) – занимает «Узмелиомашлизинг». Это тоже госкомпания, которая передает в лизинг мелиоративную технику, машины и прочие средства механизации. Лизингополучателями являются более 200 госпредприятий.

«Узмелиомашлизинг» тоже планируют приватизировать. В  первую десятку лизингодателей по объему новых сделок эта компания не входит.

Третье место по величине портфеля у СП АО «Uzbek Leasing International» – 411,9 млрд сумов ($39,3 млн). По объему сделок в минувшем году организация на втором месте – 169,8 млрд сумов ($16,2 млн). Около трети операций касались технологического оборудования, со строительной техникой совершено сделок на 73,4 млрд сумов ($7 млн). Среди акционеров компании государственный Узнацбанк и «Узбекско-Оманская Инвестиционная Компания».

Именно на лизинговые компании в 2020 году пришлось 90% от общего объема новых сделок.

«Лизинговые компании работают преимущественно с теми клиентами, которым сложно получить финансирование в банке. Это в основном малый и средний бизнес. При более высоких ставках у лизинговых компаний более низкие требования к клиентам по финансовой отчетности, дополнительному обеспечению, собственному участию клиента в проекте. Это наиболее больные места у малого и среднего бизнеса», – прокомментировал директор компании Infin Leasing Глеб Чумичёв.

Банковское звено

На банки в 2020 году пришлось 9,9% объема новых лизинговых сделок. Но считать их второстепенными игроками не стоит, говорит Чумичёв. По его оценке, на 90–95% фондирование лизинговых компаний идет за счет кредитов банков, поэтому ставка в лизинговых компаниях всегда будет выше.

Статистика показывает, что лидирующим по величине лизингового портфеля банком является Асакабанк – 323,9 млрд сумов ($30,9 млн), но это кажущееся лидерство, поясняют в банке. Председатель правления Асакабанка Нодирбек Сайдуллаев сообщил, что имеющийся лизинговый портфель образовался в результате выкупа части задолженности у дочерней компании AsakaTransLeasing для ее оздоровления.

«В нашей кредитной политике нет такого положения, что банк напрямую финансирует лизинговые операции», – сказал Нодирбек Сайдуллаев.

Он добавил, что банкам интереснее работать с лизингом через свои дочерние структуры: «Если нашим клиентам интересно воспользоваться услугой лизинга, они направляются в компанию AsakaTransLeasing». На AsakaTransLeasing по итогам 2020 года пришлось 5,8% от всего объема новых сделок.

В первую десятку лизингодателей по объему портфеля также входит Узпромстройбанк. В его пресс-службе пояснили, что «в лизинговый портфель банка входит только лизинг, который банк выдавал своим клиентам ранее». По сравнению с 2019 годом объем лизингового портфеля Узпромстройбанка сократился с 199 млрд до 192,8 млрд сумов (с $20,9 млн до 18,4 млн).

Самым активным банком-лизингодателем в 2020 году был InFin Bank, который заключил сделки на 120,5 млрд сумов ($11,5 млн). Из них 93,8 млрд сумов ($8,9 млн) – это технологическое оборудование, а оставшаяся часть – недвижимость. Доля InFin Bank в общем объеме новых сделок – 6,5%.

Положительный уклон

В Лизинговой Ассоциации Узбекистана отмечают, что главные драйверы рынка лизинга – сельхозтехника, технологическое оборудование и автотранспорт. В общем объеме новых лизинговых сделок в 2020 году эти сегменты заняли 45,5; 21,4 и 20,2% соответственно. Годом ранее это процентное распределение выглядело по-другому: 30,2% – сельхозтехника, 18,5% – технологическое оборудование и 29,3% – автотранспорт.

Роста спроса на технологическое оборудование на практике не произошло – в денежном выражении продажи упали с 520,9 млрд до 397,3 млрд сумов (с $54,7 млн до 37,9 млн). Объем лизинговых сделок в 2020 году по сельхозтехнике остался практически на уровне 2019 года – 842,1 млрд сумов ($80,37 млн). А вот в секторе автотранспорта отмечен более чем двукратный спад – с 819,1 млрд до 373,8 млрд сумов (с $86 млн до 35,6 млн).

Кризис на фоне пандемии COVID-19 отразился не только на объеме лизинговых сделок в 2020 году, но и на платежеспособности клиентов.

«Основной удар пандемии и вынужденного принятия карантинных мер пришелся на малый и средний бизнес. В результате многие клиенты лизинговых компаний начали задерживать платежи, требуя их отсрочки и реструктуризации графиков», – прокомментировали в ЛАУ вопрос «Курсива».

Точного процента проблемных клиентов (тех, кто имеет просрочку 30 и более дней) по отрасли нет. По оценке директора компании Infin Leasing Глеба Чумичёва, их доля может доходить до 10–15%.

 

Читайте также